Решение задачи присутствия российского ВМФ в ключевых точках мирового океана невозможно без обращения к советскому опыту строительства универсальных кораблей снабжения типа «Березина» В Китае построен новейший корабль комплексного снабжения для военно-морского флота КНР. Фотографии этого «новейшего корабля» убедительно свидетельствуют о том, ч......
Скрытый текст
Решение задачи присутствия российского ВМФ в ключевых точках мирового океана невозможно без обращения к советскому опыту строительства универсальных кораблей снабжения типа «Березина»
В Китае построен новейший корабль комплексного снабжения для военно-морского флота КНР. Фотографии этого «новейшего корабля» убедительно свидетельствуют о том, что он, по своей конструктивной схеме, является практически полным аналогом советского корабля комплексного снабжения проекта 1833 «Березина», постройки 1977 года.
Из чего делаем первый вполне оптимистический и духоподъемный вывод о том, что якобы «отстойные» советские конструкторская мысль и промышленные технологии и сегодня спустя ровно 40 лет служат для одной из самых передовых стран мира Китая руководством к действию.
Китайцы наверняка имели возможность изучить опыт строительства кораблей аналогичного назначения в других странах, но выбрали за основу своего проекта именно советскую «Березину». Конструктивно я нашел в компоновке этих двух кораблей, разделенных бездной времени только одно явное отличие – у «Березины» две дымовые трубы расположены параллельно, а у китайца – продольно.
Но на этом, увы, поводы для оптимизма заканчиваются. Потому что Китай вполне успешно и весьма динамично, опираясь на поистине неисчерпаемое советское техническое наследие, строит мощный океанский флот, а советско –российская «Березина» еще в начале нулевых годов была отбуксирована в Турцию, где её тут же превратили во «вторчермет». С тех пор корабли, аналогичные по своим возможностям «Березине», в составе ВМФ РФ отсутствуют полностью.
Последний причал «Березины»
Этот советский универсальный океанский корабль снабжения и был в свое время построен именно для полноценного обеспечения советского океанского авианосного флота на удаленных морских театрах военных действий, где полностью отсутствует дружественная береговая инфраструктура. «Березина» могла перевозить и прямо в море передавать на боевые корабли абсолютно все необходимое топливо для судовых двигателей и авиационный керосин, продукты питания и питьевую воду, ракеты, снаряды, бомбы и торпеды в количествах, равных исходному боезапасу самих боевых единиц. Почти 25 тысяч тонн водоизмещения обеспечивали для этих запасов необходимое место.
«Березина» могла снабжать эскадру всем необходимым даже в пятибалльный шторм.
Вот что пишут обо всех этих «вкусностях» компетентные военно-морские издания:
«Для передачи грузов на боевые корабли и приема с танкеров и транспортов корабль оснастили несколькими системами, позволявшими принимать и отправлять крупногабаритные грузы и жидкости траверзным (на оба борта), кильватерным и контактным способами. Системы передачи включали четыре грузовых крана, две системы передачи боезапаса и сухих грузов «Струна 1 В-2,5», систему перекачки жидких грузов «Струна 2В-400» и приема жидких грузов «Струна 2П-400».
Эти операции можно было осуществлять на ходу 12-18 узлов и даже при заметном волнении. Кроме того, для доставки небольших грузов использовался «вертикальный» способ при помощи вертолетов Ка-25. Общий вес всего того, что могло быть передано на боевые корабли, превышал 5600 т, а для размещения потребовалось 27 хранилищ и 43 склада. Помимо складирования,«Березина» обеспечивала перевозку 178 человек личного состава для смены экипажа в море (преимущественно имелись в виду АПЛ), имела семь профильных мастерских, позволяющих производить ремонт оборудования и агрегатов.
Стоит ли удивляться тому, что китайцы взяли за основу именно этот универсальный корабль, который в открытом море является полноценной заменой береговой базы для боевых соединений флота.
Суда снабжения такого класса отнюдь не роскошь, а одно из главных условий существования современного океанского флота. Который, по словам Президента РФ Владимира Путина, обязан у России быть. Вот что он сказал по этому поводу в ходе недавнего совещания в Рыбинске:
«К 2025 году надо создать сбалансированный корабельный состав ВМФ, который будет способен решать весь комплекс задач мирного и военного времени в ближней и дальней морских зонах, обеспечит морское присутствие России во всех стратегически важных районах мирового океана»,
Между тем, современное состояние флота тылового обеспечения ВМФ РФ никак не позволяет считать эту проблему решенной удовлетворительным образом. Так, например, в ходе недавнего похода авианосного соединения Северного флота во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии, роль основного корабля снабжения эскадры выполнял танкер «Сергей Осипов», способный в основном транспортировать наливные грузы, но никак не технику и вооружение.
Любопытно, что это судно постройки 1973 года, с весьма ограниченными возможностями, до сих пор прекрасно служит в составе ВМФ, в то время как «Березина», которая моложе данного танкера на целых пять лет и несравнимо более многофункциональная, уже почти двадцать лет как ушла в мир иной!
В результате в ходе того же сирийского похода «Кузнецова» снабжение авианосца боеприпасами пришлось осуществлять с самоходного плавучего крана, который специально для этой операции перегнали за тысячи миль из Севастополя.
Между тем, самоходный плавкран, согласно его тактико-технических данным, может работать только в порту и на рейде при волнении всего в три балла и скорости ветра не более 10 м/с. В открытом море такие погодные условия — большая редкость. Особенно в зимнем Средиземном море, славящемся своими штормами. Иначе говоря, у российского флота в данный момент нет кораблей, пригодных на роль полноценной океанской системы снабжения, которая могла бы сделать его реальной боевой силой в удаленных районах мирового океана.
Правда сейчас на петербургской «Северной верфи» строится серия кораблей тылового обеспечения типа «Эльбрус», которые вроде бы предназначены именно для решения данной задачи. Но если внимательно присмотреться к данному проекту, то нетрудно заметить, что у него несколько иная специализация. В своей основе «Эльбрусы» это большие морские буксиры и спасательные суда ледового класса, оборудованные даже глубоководным спускаемым аппаратом. Они, конечно, могут перевозить какое-то количество сухих грузов в контейнерах, но даже по проекту не предназначены для передачи в открытом океане топлива на боевые корабли. Да и водоизмещение порядка 10 тыс. тонн, при загрузке судна массой всевозможного оборудования делает это невозможным. То есть, по степени универсальности это тоже далеко не «Березина».
В то же время, о строительстве в России чего-то похожего на «Березину» пока нет никаких данных.
Между тем, будущее именно за такими кораблями–матками океанских эскадр. Можно строить сколько угодно больших и красивых авианосцев и атомных крейсеров. Но без наличия таких «мастеров на все руки», как корабли комплексного снабжения типа «Березина», это будут просто выброшенные в океан огромные деньги.
Юрий Селиванов, специально для RealNewsLand