«Эпоха „непомерных привилегий“ доллара как основной мировой резервной валюты подходит к концу. В 1960-х годах тогдашний министр финансов Франции
Валери Жискар д’Эстен придумал этот термин в основном из-за фрустрации, жалуясь на США, которые свободно использовали остальной мир, поддерживая свой чрезмерно высокий уровень жизни. В течение почти 60 лет мир жаловался, но ничего не делал. Те дни прошли», —
пишет он.
Роуч считает, что уже в 2021 году доллар обесценится до 35% по отношению к корзине валют стран, с которыми США ведут международную торговлю, судя по всему, это далеко не предел возможной девальвации. По его словам, протекционизм в исполнении администрации
Дональда Трампа и ухудшение международного имиджа США (Роуч напоминает, что «международное лидерство» — это элемент поддержки статуса доллара) сделают ситуацию еще хуже, оставляя нерешенной главную проблему: американцы очень хотят много тратить (и в список желающих потратить много денег входит прежде всего правительство США), но сберегать деньги они разучились и принципиально не хотят учиться это делать снова.
— Доллар действительно находится под угрозой, — считает
экономист Василий Колташов. — А точнее, в новом для себя состоянии.
С одной стороны, значительная долларовая эмиссия направлена на выкуп мусорных бумаг. Это делает Федеральная резервная система. С другой стороны, федеральное правительство настаивает на наращивании долга и выпуск новых долговых бумаг под эти доллары. Скорее всего, это заимствование у ФРС, поскольку доверие к американским долговым бумагам уменьшается. Все это будет оказывать плохое влияние на американскую валюту.
Главное — что происходит. Нам описывали как невозможное многие экономисты, в том числе, экономисты современной денежной теории — механизм эмиссии, оказался вовсе не бесконечным и безболезненным, а США входят в период, когда значение их валюты в мировой экономике будет слабеть. Так что это не момент одномоментной девальвации доллара, он исторически-поворотный: доллар в ближайшие полтора-два года может сильно обесценится, и это будет иметь самые плохие последствия для американской экономики.
«СП»: — Действительно ли наша эпоха — эпоха «непомерных привилегий», и почему вообще так получилось?— В американской экономике действительно было очень много от паразитического существования. Долларовая эмиссия, огромный финансовый рынок, возникающие здесь огромные возможности сферы услуг — все это было частью очень специфического положения США в мировой экономической системе. И здесь во многом и были заложены основы нынешнего нездоровья, потому что Америка во многом утратила свою промышленность, а с утратой значительной части производства она утратила прежнюю основу сильного доллара.
При этом доллар все равно оставался в сильной позиции, и казалось, что его эмиссия будет бесконечной. Пока не наступил критический, поворотный момент 2020 года.
Осуществляя эмиссию доллара — валюты, которая использовалась в международных торгово-финансовых расчетах, США всякий раз перераспределяли в свою пользу долю международного прибавочного продукта. Т.е. материальные богатства мира создавались преимущественно не ими, но покупались они за доллары, которые эмитировали США. Это позволяло им иметь отрицательное сальдо торгового баланса, огромный дефицит, и при этом, казалось, что американское государство прекрасно себя чувствует, и ничего ему не угрожает.
Но, как выяснилось, эта система имеет пределы устойчивости, и сейчас они достигнуты. Соответственно, будут потеряны те паразитарные возможности, которые американцы имели на протяжении десятилетий.
«СП»: — Так ждать ли реальный крах? Или это преувеличение?— Если бы доллару действительно угрожал крах — если бы сейчас могла произойти его стремительная девальвация, это был бы подарок для американской экономики. Потому что в этом случае все то, что в реальности будет растянуто на много-много месяцев, произошло бы быстро, и американский реальный сектор начал бы выкарабкиваться, потому что все издержки в США бы уменьшились.
Упала бы номинальная ценность недвижимости, упали бы транспортные расходы, упали бы внутренние расценки на все. Упала бы цена рабочей силы, которая является, по мировым меркам, запредельной, хотя, все мы прекрасно понимаем какого-нибудь американца, который объясняет нам, что на 2000 долларов зарплаты в Нью-Йорке вообще не прожить.
Надо понимать, что вся ситуация с долларом все же не является одномоментным обвалом.
И главная проблема США не в том, что он происходит — а это уже неотвратимо, а в том, что невозможно смягчить.