30 января 2022 08:23Эскалация украинского кризиса тревожит Восточную Европу не только из-за политической нестабильности. Запасы газа тают, цены на него растут, а зима выдалась суровой, подчеркивает автор. Американцы и русские в этой позиционной игре занимают более выгодное положение, европейцам же приходится платить. Напряженность вокруг Украины
уже сказывается на финансовых рынках и рынках капитала, а также на реальной экономике. Еще один удар получили и без того технологические акции и акции роста (ценные бумаги компаний с большими перспективами роста бизнеса и, соответственно, высокой волатильностью), которые пользовались особой популярностью в период пандемии.
Еще пару месяцев назад начало изменениям положили растущая инфляция и ужесточение политики центральных банков. Испуганные инвесторы переключились на фирмы, которые обладают неким физическим продуктом или оказывают необходимые услуги, регулярно получая прибыль.
Поэтому напряженность на востоке Европы только ускорила падение рискованных акций и криптовалют. Вероятно, многим чехам безразлично, что биткоин потерял половину своей стоимости, но он потянул за собой и крону. Ведь отечественную валюту значительная часть мира, к сожалению, по-прежнему воспринимает как валюту развивающейся страны вблизи Украины, а значит, она столь же рискованна, как и биткоин.
Напротив, укрепляются активы и валюты стран, удаленных от потенциального конфликта, такие как доллар и швейцарский франк. Чешский центральный банк по-прежнему откладывает план по укреплению кроны, который должен компенсировать негативные последствия инфляции и повышение ставок.
Резко упали российские акции, и чуть менее резко — большинство бирж в мире. Не одни только инвесторы считают угрозу войны самым страшным.
Экспорт американского СПГБолее того, эскалация политического кризиса случилась посреди кризиса энергетического. Владимир Путин манипулировал поставками газа в Европу уже давно. В незавидном положении сейчас оказалась Германия, на которую уже обрушилась волна критики за то, что она не хочет помогать Украине поставками оружия.
В ее позиции нет ничего принципиально нового. Со времен Второй мировой войны немцы держатся подальше от международных конфликтов, что понятно. Но сейчас они попали в клинч и вошли в конфликт интересов из-за газопровода из России под названием "Северный поток — 2", который с сентября уже готов к запуску.
В последние дни американцы обострили риторику против Германии, критикуя ее за то, что она отстаивает российские интересы и отдает предпочтение собственному бизнесу, а не международным обязательствам.
Однако это лишь продолжение риторики, которую Соединенные Штаты уже давно используют, когда речь заходит о российско-немецком сотрудничестве при строительстве газопровода.Если Россия не даст задний ход в агрессии против Украины, Европа введет против нее новые торговые и дипломатические санкции. И хотя включение "Северного потока — 2" в перечень санкций полностью противоречит интересам Германии, немцы все равно этим пригрозили.
По мнению некоторых наблюдателей, это больше похоже на ход в дипломатической игре, поскольку выпады Путина против Украины точно так же могут быть в первую очередь попыткой оказать давление на Германию, которую Москва хочет вынудить одобрить газопровод. Хотя Путину поставили условие, что он не должен пользоваться газопроводом как дипломатическим оружием. Но проект санкций пока не прошел даже в американском Сенате.
К настоящему моменту против газовых санкций выступили только австрийцы, потому что бесперебойные поставки газа соответствуют их экономическим интересам, и, кстати, австрийская компания OVM инвестировала в газопровод.
Газ из "Северного потока — 2" должен поступать и в Чехию, которая в этой большой игре, пожалуй разумно, держится в стороне. Американцы тоже давно не ведут до конца прозрачную игру вокруг "Северного потока — 2". Они хоть и говорят, что критикуют немцев, опасаясь излишней зависимости Европы от России, но как минимум вторая причина заключается в том, что
если газопровод "Северный поток — 2" будет запущен, пострадает экспорт американского СПГ в Европу. Немцы инвестировали в строительство газопровода значительную часть из общих 11 миллиардов евро, а без российского газа они вряд ли смогут перейти на зеленую энергетику.
Эскалация политического кризиса тревожит. В момент, когда запасов газа в Европе осталось немного, а зима выдалась суровой, даже растущие цены представляют собой проблему. А американцы и русские в этой позиционной игре все равно занимают более выгодное положение, чем те государства, где непосредственно бушует кризис.
Источник
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия