Скрытый текст
Говорить о самом больном – о предательстве союзников, в данном случае армян, необходимо. Выбран драматический исторический момент – парад на Красной площади, где прошла колонна из 75 офицеров и военнослужащих армян под командованием полковника Ашота Акопяна. А вслед за этим пришла ответка от Эрдогана, связанная также с событиями в Сирии и Ливии. Айя-София – это акция антироссийская. Еще несколько дней – и начались провокации на границе Республики Армения и Азербайджана.
Мое интервью на станицах «ГА» с Тиграном Мирзояном «Россия проигрывает культурные позиции в Армении Западу» вызвала большой резонанс. Это укрепило меня в том, что говорить правду нужно, хоть не так легко и приятно, как сказал Иешуа в романе Булгакова. К некоторым душевным рефлексиям меня особенно подтолкнули два моих исследования в ГА РФ. Первое « О тайном кружке турецко-подданных армян, именующимся «Армения». Второе – трагические страницы, последовавшие после революции 1905 года. Когда в Шушинском уезде бесчинствовали казаки, методы которых мало чем отличались от турок, закавказских татар или курдов во время многочисленных армянских погромов.
Если первое дело я читала без сильного эмоционального волнения, то после трех часов чтения архивов князя Давида Иосифовича Бебутова о том, как русские казаки «усмиряли» армян, я вышла на улицу с дрожащими руками. Одно дело, читать страницы об армянском геноциде с подробностями и испытывать ужас. А совсем другое, читать о злодеяниях, которые совершали представители твоего народа. Если курды получили свое возмездие после того, что они творили в 1890-х и в 1920-х годах в Османской империи, то стоит акцентировать то, что казаки по похожему сценарию стали погибать сами уже в годы революции как носители исконного русского духа, который нужно было истребить.
То, что истребление русских шло по армянским «лекалам», сегодня уже не вызывает вопросов у историков. Поэтому нужно еще раз четко артикулировать – в России вслед за армянофобией приходит русофобия и очень быстро. Эти факторы увязывал в одной цепи и русский писатель Виктор Астафьев в беседе с красноярским публицистом Олегом Ющенко в сентябре 1988 года. Астафьев после этого интервью приступит к созданию романа «Прокляты и убиты», за что подвергнется травле даже со стороны ветеранов. Но он был мужественным человеком, прошедшим дороги войны в пехоте, больше других видевших грязь войны. Кстати, у армянского художника Сергея Элояна есть «Сибирская сага» - графические иллюстрации к произведениям Астафьева. Будем считать это данью памяти и благодарностью за позицию писателя.
В 1988 году Виктор Петрович говорил о том, что армяне снова преданы. В те годы у армян еще была надежда на русских. В Новгороде на празднике письменности и культуры к известным русским писателям подходили писатели-армяне и просили о помощи. Обращались и лично к Виктору Петровичу. И он сказал, что опять идет вокруг Карабахского вопроса много лукавства, кривизны и тумана, вместо того, чтобы честно сказать, что в СССР на тот момент проживало около 50 миллионов турок, и всего 3,5 армян. В этом же разговоре после армян писатель перешел к теме истребления русского народа. В частности, он сказал: «12 миллионов русских крестьян, Ваньки да Таньки, это значит для них пустяки, а вот Михоэлс или Мейерхольд — это для них всё. Теперь вот великий, так сказать, русский поэт Мандельштам звучит с каждой страницы. Господи, разве не жаль всех, всех до единого замученных или убиенных…»
Меня многие упрекают, что о трагедиях армянского народа говорю больше, чем о русского. Так случилось, но я не вижу в этом противоречия. Напротив, я всегда твержу, что я в родную историю попала с другого крыльца – с армянского. Ведь в храме Василия Блаженного есть армянский придел в честь Григора Просветителя.
Для того, чтобы мы лучше и глубже осознали свои обоюдные ошибки, нужно понимать, что хоть наши народы и братские во Христе, и мы много раз вместе побеждали, у нас разный этногенез, и разная глубина истории. Поэтому мы не накладываемся друг на друга, а то притягиваемся, то снова отдаляемся и существуем весьма напряженно. Василий Шульгин в «Украинском вопросе» говорил о том, что Россия имеет две души – южную и северную, и это диалектика, которая не позволяет нам разорвать связи с украинцами. Для меня в южную душу тоже попадают армяне с сербами. Я чувствую нашу неразрывность.
Однако те, кто настроен вырвать армян из довольно изношенной парадигмы Русского мира, пытается строить тезис на том, что Россия исторически часто предавала армян. На первый взгляд, эта формулировка верна. Но как только мы это делаем, сразу по закону кармической справедливости мы наносим удар по самим себе. Я часто думаю над тем, что слова предавать и преданность однокоренные. Именно в такую амбивалентность мы всегда попадаем с армянами.
Сегодня рядом с нами нет ни болгар, ни по большому счету, сербов, а армяне все еще с нами. Я сама однажды была на встрече с актерами театра Вазова в МХАТе, производил впечатление один из них Валентин Ганев, ученик Сергея Бондарчука, и все они хорошо говорили по-русски, а когда я вышла на улицу перед премьерой спектакля, то услышала, как одна дама сказала другой пренебрежительно: «Ну кто пойдет на болгар в эту жару?». Между тем спектакль был сильный, в постановке Александра Морфова пьеса Вазова о том, как болгары в эмиграции хотели нанять убийцу для султана и сами пропили все деньги.
Я специально рассказала об этом эпизоде, чтобы вывести наш разговор на то, сколько Россия заплатила за освобождение Болгарии. Только в третьем плевненском бою 12 тысяч убитыми. Но мы не стали помогать армянам, когда им было это необходимо. Когда шел геноцид еще первой волны. Я не говорю о том, имели мы на это силу и ресурсы или нет, речь только о интенции. Но ее не было. Хотя сами армяне воевали и на Балканах за свободу других народов.
Разумеется, русский мужик имеет самое дешевое мясо. Это сказано грубо, но точно, и наши жертвы не принято считать, но нас принято часто упрекать в том, что мы предаем. В ряде случаев это обосновано, да, можно говорить о предательстве только тогда, когда оно из холодного расчета, из жадности наживы или трусости. А не происходит по причине того, что страна наша сама страна гибнет, а мы якобы виноваты за развал Кавказского фронта.
Так, я никогда не слышала упреков со стороны сербов, которые оказались под ударом при развале Югославии, потому что они знали, что Россия сама в локальных кровопролитных войнах.Я проехала из Белграда до побережья, и всюду встречала любовь и уважение, хотя я понимаю, что той фантастической духовной близости, когда Татьяна Окуневская пела «Ночь над Белградом», уже нет. Но и агрессии нет, как у тех армян, которые говорят о «русульманах». Ведь сами армяне веками жили в мусульманском мире, но ненавидят именно тех, кто из их соотечественников живет в России. Происходит это по причине того, что они становятся весьма лояльны ко всему, что происходит в нашем государстве со знаком «минус», и являются односторонними проводниками – интересов России в Армении, н не наоборот. Так, в апреле 2016 года во время обострения в Арцахе, армяне России на самых высших должностях промолчали, хотя убивали не только на передовой, но и мирное население.
Возвращаясь к моим исследованиям. В августе 1897 года в Департамент полиции г. Тифлиса пришла ориентировка на двух армянских агитаторов – Нерсеса Григорянца и Гарегина Багеншанца. Так царская Россия приступила к ликвидации тайного революционного кружка «Армения», имевшего с 1886 года довольно разветвленную агентурную сеть в Персии, Тифлисе, Баку, Одессе, Лондоне и других регионах Спюрка. Дело было на контроле у министра внутренних дел Ивана Логгиновича Горемыкина и самого Николая II. С точки зрения работы царской жандармерии было, все аккуратно. Для многих участников тюремное заключение не продлилось более 4 месяцев. Но они как «неблагонадежные иностранцы» были высланы в Турцию. В ряды арменистов вступали самые обычные люди – крестьяне, ремесленники и разночинцы. Разумеется, царь понимал, что это не такие уж страшные террористы, но не хотелось ссориться с турками и создавать себе головную боль.
Арменистов обвинили в том, что принадлежа к составу организованного в Турецкой Армении тайного армянского сообщества «Армения», имеющего целью восстановление политической самостоятельности турецких армян, они, в переходе в конце 1896 года из Турции, продолжали свою преступную деятельность на почве армянского национального движения и в пределах Закавказского края.
То есть понятно, что армянская деятельность могла перекинуться уже в нашу империю и это уже в наши планы не входило. Мы просто выдали этих людей туркам, я даже не сомневаюсь, что они были убиты. Все это происходило чуть позже очередного витка русско-турецкой войны, мы жалели сербов и болгар, но только не армян. В то время никто не думал что Армянский вопрос все время будет обостряться. Он и сегодня несет нам большой блок проблем.
А тогда можно было если не решать активно, то хотя бы осознавать этот фактор как положительный для себя и работать с этим и не создавать из армян искусственных врагов.
Особенно плохо стало при Наместнике Илларионе Воронцове-Дашкове, яром армянофобе. Как в поговорке Федот да не тот. При Михаиле Семеновиче армяне были уважаемы, вспомним, Хаджи-Мурата, которого допрашивал Лорис-Меликов. Так мы входили в 1905-06 годы, когда империя стала рушится в основе и гнить на окраинах. Как пишет Галина фон Мекк в воспоминаниях (она дочь барона Николая фон Мекка, для которого строил А. Таманян): «В 1905 году в Москве, Петербурге и во многих городах России проходили рабочие забастовки. Карательная экспедиция Семеновского полка провела показательные расстрелы невинных». На станции Голутвино жертв похоронили в братской могиле».
Если армянам расскажут об этом, на них это не произведет сильного впечатления. Можно говорить и о еврейских погромах, но армяне тоже вряд ли проникнутся. Не только потому что своя боль – самая сильная, а потому что армянские погромы отличались исключительной жестокостью и многочисленностью. В ГАРФ хранятся ценные свидетельства – о погромах со стороны татарского (мусульманского) населения и карательного («летучего») отряда под командованием полковника (в некоторых документах подполковника) Веверна. То есть в 1906 мы уже с татарами отрепетировали Сумгаит, с которого стал разваливаться СССР.
Вот что пишется в жалобе на имя Наместника Воронцова-Дашкова:
«Но мы не можем понять, каким образом может быть допустимо в христианском государстве под эгидой христианского царя и самими христианами такой произвол, такие бесчинства и безобразия, которые к лицу разве что татарскому населению, но не казакам, да и не казакам, а начальникам их, людям более или менее интеллигентным, образованным и именующими себя христианами, на которых и падает вся ответственность зверской расправы казаков, так как последние лишь исполняют свой долг».
В архиве Бебутова хранится большое число свидетельств зверств. Не щадили ни пожилых женщин, ни подростков, вырывая их из рук дедов, ни калек. И это делали казаки, казалось бы, самая консервативная часть воинства. Причем, объясняли это очень дико: мол, зверствуем, потому что хотим, чтобы об этом узнала Россия и нас поскорее вывели из Закавказья.
Причина злодеяний в том, что на Кавказе создается альтернативная Наместничеству таинственная организация «Военный Союз». Точнее, это уже следствие.
Именно патриотическая пресса того времени, а не личная инициатива Наместника, сделала тему погромов в Шушинском уезде резонансной на всю Россию. Армяне стали разменной монетой не только как жертвы распада империи, но и интриг в военных кругах. Когда Наместнику под давлением общественного мнения пришлось направить в Шушинский уезд Комиссию под председательством Вейденбаума, в обществе мало кто слышал о «Военном Союзе» на Кавказе. Появляются публикации в газете «Русь», «XX век», где автор Ф. Купчинский вступает в полемику с генералом Мантейфелем, который отрицает существование «Военного Союза», считая, что это «домыслы автора», так как якобы создан был не Союз, а «совет офицеров и классных чиновников тифлисского гарнизона», который разбирал самые мирные вопросы: о полковых читальнях, о мерах сближения офицеров с нижними чинами, об основании императорского собрания.
Однако, полемика разгорается, и в нее вступает начальник полиции, генерал Ширинкин, который после появления письма Мантейфеля публикует в № 117 «XX век» выдержки из своего доклада Наместнику, где он прямо утверждает:«Военный Союз» существует;Он был организован генералом Грязновым (начальником штаба);Центром этого союза служил главный штаб Кавказского округа;Этот союз руководил всей политической жизнью, практически упразднив гражданские власти Кавказа;Возник Союз в противовес общей гуманной политике наместника; Причины возникновения союза – недовольство местного офицерства наместником. То есть самая настоящая хунта, которая начала с армян. Официальная посылка отряда была мотивирована необходимостью отобрания оружия, причем, исключительно в армянских деревнях. Это оружие сразу передавалось татарам.
Купчинский приводит слова Наместника с оттенком «святой простоты»: «У татар оружие хранится для грабежей, так как татары занимаются разбоем, и тут нет ничего политического, а у армян, занимающихся мирным трудом, оружия не должно быть; если оно есть, значит, держится в противоправных целях и должно быть отобрано».
И даже эти чудовищные события не помешали нам вместе защищать гибнущую империю, среди армян огромное количество кавалеров Георгиевского креста. Кстати, мы настолько рядом, что просто удивительно порой слышать, что у генерала Алексея Брусилова в разведке служил брат деда моей доброй знакомой из Еревана Татьяны Багдасарян, а мой прадед, которого я хорошо помню, был у Алексея Алексеевича денщиком и участвовал в первом сражении под Ковелем.
То, что было потом, перевернуло весь Русский мир. Так что я не могу рассматривать тему предательства армян со стороны России отстраненно от судьбы своего народа.