В МИД РФ: Интервью официального представителя МИД России А.К.Лукашевича «РИА Новости»
в связи с предстоящим участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
в заседании СМИД ОБСЕ2283-05-12-2012
Вопрос: 6-7 декабря в Дублине пройдет 19-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, в котором примет участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров.
Какова Роль Совета в деятельности ОБСЕ?
Ответ: СМИД является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ, действующим в периоды между саммитами Организации, рассматривает ход выполнения решений встреч в верхах, определяет задачи на среднесрочную перспективу.
Он также служит площадкой для политических консультаций государств-участников.
Решения, принимаемые в ОБСЕ, носят характер политических обязательств и не имеют юридической силы.Вопрос: Какие вопросы предстоит обсудить на заседании СМИД в Дублине?
Ответ: Главным вопросом предстоящего СМИД станет рассмотрение хода выполнения задач, поставленных саммитом в Астане в 2010 году, по формированию на пространстве ОБСЕ единого и неделимого «сообщества безопасности», свободного от разделительных линий, конфликтов и зон с разным уровнем безопасности.
Эта цель призвана сплотить государства-участники, а саму ОБСЕ превратить в форум открытого и равноправного диалога, способствующего укреплению сотрудничества и взаимопонимания.
К сожалению, выполнение данной цели пробуксовывает. Это происходит из-за того, что некоторые страны и группы стран пытаются продвинуть свои подходы, не считаясь с интересами, а иногда внутренним законодательством и международными обязательствами других государств.
Вопрос: Какие шаги можно было бы предпринять для реализации этой задачи?
Ответ: Надеемся, что исправить ситуацию поможет инициатива ирландского председательства о запуске процесса «Хельсинки плюс 40», нацеленная на обновление ОБСЕ и выработку стратегического видения ее дальнейшей работы к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта в 2015 году.
Решение на этот счет планируется принять на СМИД в Дублине.
Россия рассматривает процесс «Хельсинки плюс 40» через призму реформы ОБСЕ, которая должна быть направлена на исправление географического и тематического дисбалансов в работе и превращение ее в полноценную международную организацию.
Для этого надо, прежде всего, разработать Устав ОБСЕ – юридически обязывающий учредительный документ, закрепляющий цели Организации, критерии членства, принципы работы директивных органов и исполнительных структур.Рассчитываем, что формированию «сообщества безопасности» будут способствовать усилия ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам.
Российским вкладом в эти усилия стала Антинаркотическая концепция ОБСЕ, которая была утверждена в июле с.г. по нашей инициативе и которую предстоит одобрить на СМИД в Дублине.
В ней зафиксированы задачи ОБСЕ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая афганские опиаты и наркотики синтетического происхождения.Также выступаем за укрепление потенциала ОБСЕ в борьбе с терроризмом, оргпреступностью, включая торговлю людьми, человеческими органами и тканями.
«Сообщество безопасности» ОБСЕ должно быть свободным от разделительных линий, включая визовые барьеры.
На их устранение направлена инициатива по обеспечению свободы передвижения, выдвинутая Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Она призвана напомнить об обязательствах по либерализации визовых режимов, зафиксированных в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ, и призвать государства-участники к их выполнению.
Вопрос: К каким проблемам предполагается привлечь внимание в ходе заседания СМИД?
Ответ: В Дублине мы намерены выразить озабоченность ростом радикальных настроений в странах ОБСЕ.
Особую актуальность приобретают задачи борьбы с неонацизмом и агрессивным национализмом, сохранения исторической памяти о Второй мировой войне.
В год 70-летия Сталинградской битвы вызывают возмущение марши ветеранов «Ваффен-СС» и появление памятников нацистам в странах Балтии.Мы также будем настаивать на соблюдении прав национальных меньшинств, включая права соотечественников в Латвии и Эстонии.
Явление «безгражданства» в этих странах - позорно для современной Европы и мира.Вопрос: Что бы Вы могли сказать о деятельности ОБСЕ на электоральном треке?
Ответ: Считаем, что серьезной реформы требует работа ОБСЕ по наблюдению за выборами.
Это подтвердил опыт мониторинга, осуществлявшегося БДИПЧ в 2012 году в США, России, Белоруссии, на Украине и в других государствах.
В одни страны направлялось по 600 наблюдателей, в другие – несколько человек.
Разные оценки БДИПЧ получали одни и те же факты, имевшие место в разных странах.
В США, к примеру, наблюдателей не пускали на участки в целом ряде штатов и угрожали им уголовным преследованием.Выступаем за проведение сравнительного анализа избирательного законодательства во всех странах ОБСЕ и разработку единых правил наблюдения за выборами по линии БДИПЧ, которые должны утверждаться директивными органами ОБСЕ.
Наблюдать надо во всех странах и на равных условиях.Вопрос: Какие еще вопросы Россия считает актуальными для обсуждения на СМИД ОБСЕ?
Ответ: Россия выступает за прагматичное взаимодействие в рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ.
Активно работаем над решением СМИД по надлежащему управлению с упором на борьбу с коррупцией.
Данное направление относится к числу российских приоритетов. Считаем, что ОБСЕ способна дополнить работу профильных международных механизмов в этой сфере, прежде всего Конвенции ООН против коррупции, не дублируя при этом такие механизмы.
В период экономического кризиса повышается значение социально-экономических аспектов прав человека.
Выступаем за их рассмотрение на площадке ОБСЕ.
Актуальной проблемой, связанной с информационно-коммуникационными технологиями, является тема вмешательства в частную жизнь граждан, включая прослушивание разговоров и перехват корреспонденции. Мы выдвинули соответствующий проект решения и рассчитываем на развитие диалога по этой тематике в ОБСЕ.
На СМИД в Дублине Россия настроена на конструктивную дискуссию и призывает всех участников ОБСЕ следовать этой линии.
Вопрос: Как идет подготовка к заседанию СМИД?
Ответ: К сожалению, в ходе подготовки министерской встречи некоторые делегации пытаются продвигать предложения, которые не могли собрать консенсус в прошлые годы.
Россия и ряд других государств не могут их принять как противоречащие внутреннему законодательству и международным нормам.
Это касается предложений по проблематике региональных конфликтов, митингов и шествий, вопросов регулирования Интернета, предоставления особых прав отдельным группам лиц и др.
Наши эксперты участвуют в работе над проектами решений, исходя из норм внутреннего законодательства, международно-правовых обязательств и национальных интересов России.
Считаем, что при подготовке решений важно учитывать их «добавленную стоимость», избегать дублирования соответствующих усилий по линии других международных организаций.
Вопрос: Что еще характерно для предстоящего заседания?
Ответ: СМИД в Дублине впервые пройдет в расширенном составе.
21 ноября с.г. 57-м участником ОБСЕ стала Монголия, которая до этого имела статус партнера по сотрудничеству.
С ее принятием ОБСЕ вышла за пределы исторически сложившейся зоны ответственности.
Данный шаг не является прецедентом, но заставляет приступить к разработке критериев членства в Организации.
«На полях» СМИД в Дублине планируется ряд двусторонних встреч С.В.Лаврова с руководством ОБСЕ, Евросоюза и министрами иностранных дел некоторых государств-участников.