В августе 2007 года адмирал Владимир Масорин, командующий Военно-морским флотом России,
заявил, что Москва намерена восстановить постоянное присутствие в Средиземном море. Воссоздание Россией военно-морских баз времен холодной войны в сирийских портах Тартус и Латакия, не использовавшихся с 1991 года, воистину повлекло за собой драматичные последствия.
К октябрю 2007 года "оранжевая коалиция"
сформировала полный пул претензий по поводу присутствия ЧФ в Крыму и вознамерился в документальном порядке закрепить невозможность ведения военных действий с ее территории Черноморским флотом. Также Киев добивался согласия российской стороны на проведение инвентаризации объектов ЧФ, и, если будут выявлены неучтенные объекты, которыми пользуются российские военные, то обосновать ее результатами увеличение арендной платы.
В конце года резко обострилась обстановка вокруг объектов системы навигационно-гидрографического обеспечения Черноморского флота России. "Провокации со стороны
организации "Студенческое братство", которые продолжаются в последнее время, стали принимать все более агрессивные формы", - сказал помощник Главкома ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало.
В мае 2008 года посольство США объявило о том, что "занимается ремонтом болгарских военных баз, одна из них войдет в строй... осенью 2008 года. Лагерь в
Ново Село в восточной части Болгарии будет ремонтироваться на сумму в размере $ 6,5 млн. немецкой компанией
Field Camp Services (FCS). Пентагон также выделил около $ 60 млн. на строительство постоянной базы в
Ново-Село". (
Agence France-Presse, 14 мая, 2008) "Американская военная база ... вблизи Ново-Село ... ожидается, будет размером со средний болгарский город .... 500 американских военнослужащих и их семьи затем прибудут на базу и будут жить там постоянно, пока дислоцированы в Болгарии. Еще 2500 американских солдат будут использовать ротацию на базах военных объектов в Безмере, Граф Игнатьево и Аитос Планируется, что... военный аэропорт в Безмере... станет одним из 6 стратегических военных аэропортов за пределами США..." (
Sofia News Agency, 24 июня, 2008) "Строительство постоянной базы США в Румынии для размещения персонала в 1700 человек идет полным ходом,... согласно официальному лицу в США". (
Stars and Stripes, 27 июля 2008)
Параллельно этим событиям Киев потребовал
отмечать 225-летие ЧФ только в местах базирования флота. Затем своим Указом президент Украины Виктор Ющенко
поручил правительству и другим органам власти подготовить и осуществить мероприятия по прекращению базирования Черноморского флота на территории Украины после 2017 года.
Ситуация после принуждения Грузии к миру в августе 2008 года естественно только накалилась. Правоохранительные органы города Севастополя и налоговая полиция
получили задание проверить финансовые операции Черноморского флота России, а также оплату услуг коммунальных служб, а затем президентом Украины был утвержден порядок согласования с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятельностью воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины. Совбез Украины разрешил представителям контролирующих государственных органов требовать от кораблей и самолетов Черноморского флота РФ покинуть территорию страны в случае нарушения украинского законодательства.
В конце года Президент Украины Виктор Ющенко
поручил специальной рабочей группе за два месяца подготовить предложения по использованию в невоенных целях после 2017 года инфраструктуры Севастопольской бухты, где сейчас базируется Черноморский флот России. Сопредседателями рабочей группы Ющенко назначил первого вице-премьера Александра Турчинова и главу Севастопольской городской администрации Сергея Куницина.
2009 год стал апогеем противостояния в Крыму.
МИД Украины постоянно советовал России готовиться к выводу ЧФ, Пенсионный фонд Украины
насчитал ЧФ $475 000 долга. В апреле 2009 года Ющенко
предложил увеличить количество военных, в частности, и в Крыму. При этом
МИД Украины постоянно обвинял ЧФ РФ в нарушениях установленного базовыми соглашениями порядка пересечения государственной границы Украины. Также правоохранительными органами Севастополя
был предпринят ряд громких провокаций в отношении офицеров Черноморского флота.
Экологи заявили о загрязнении акватории севастопольской бухты ЧФ. Финальную точку в 2009 году поставила СБУ,
вынудив подразделения Федеральной службы безопасности России (ФСБ) оставить Черноморский флот РФ, а затем
отказавшись проводить какие-либо специальные мероприятия по обеспечению безопасности объектов Черноморского флота России в Крыму.
Американцы вздохнули спокойнее. И объявили в феврале 2010 о планах строительства
ПРО на Чёрном море. Помощник госсекретаря США Филипп Кроули заявил, что элементы противоракетной обороны (ПРО), которые планируется разместить в Румынии, будут базироваться, в том числе, в акватории Чёрного моря. По его словам, ПРО в Румынии будет находиться на суше, но "морское базирование также предусматривается".
В апреле 2010 года давление на ЧФ РФ прекратилось. Президент России Дмитрий Медведев и вновь избранный президент Украины Виктор Янукович
подписали соглашение, которое предполагает продление пребывания ЧФ РФ на территории Украины на 25 лет с правом продления еще на пять лет, если одна из сторон изъявит такое желание и будет достигнута соответствующая договоренность.
Через год
Соединенные Штаты попросили Румынию об использовании двух ее объектов инфраструктуры в качестве транзитных пунктов для переброски войск и военной техники, направляемой из Европы в Ирак и Афганистан и обратно. Трудно сказать, насколько это была вынужденная мера, но давление на авиабазу "Манас" в Киргизии со стороны властей было ощутимым и постоянным. 2 мая Высший совет по национальной обороне Румынии утвердил для использования в интересах транзитных перевозок аэропорт имени Михаила Когэлничану и порт города Констанца. И проблема Черноморского флота в Крыму снова встала во весь рост.
В июне 2011 года "неожиданно" оказалось, что
Киев не сворачивает партнерство с НАТО. Более того, "если у кого-то в России были какие-то иллюзии на этот счет, – это их проблемы, никто никогда не собирался отказываться от сотрудничества с мощнейшей в мире военной организацией", - сказал украинский дипломатический источник.
В октябре Кабмин Украины
рекомендовал органам местного самоуправления Крыма поднять для ЧФ на 2013 год минимальную на сегодняшний день арендную плату за пользование земельными участками на территории страны в размере 3% от их нормативно-денежной оценки, а с 2014 года повысить ее до 4%.
И снова наступило затишье. В связи с событиями в Ливии и Сирии администрации Обамы, похоже, было не до Украины, однако ему
весьма бесцеремонно напомнили о Черноморском флоте в сентябре 2012 года. Госдеп снова сосредоточился, и для начала в дело пошли парламентские методы, однако все же в июне 2013 года Парламент Украины
отказался денонсировать соглашение о продлении пребывания ЧФ РФ в Крыму после 2017 г. Соответствующий законопроект поддержали лишь 152 парламентария при необходимом минимуме в 226 голосов. Затем вступил Евросоюз со своим резким требованием "или/или" при подписании Соглашения об ассоциации. Но Киев и здесь сорвался с крючка.
Осенью
Пентагон объявил о начале вывода военных с базы Манас в Киргизии на румынскую базу
Mihail Kogalniceanu. В сентябре куратором евразийского направления стала
Виктория Нуланд. И
с блеском выполнила поставленную перед ней задачу. После переворота в Киеве у власти оказались упомянутые выше и закаленные в противостоянии с ЧФ РФ персоны: Турчинов, Яценюк и их команды.
Как вы думаете, какой первый вопрос задала BBC, когда и.о. правительства Киева только приступило к штамповке своих указов и распоряжений? Правильно,
что ждет Черноморский флот в Крыму?
***
Так не оказала ли Россия неоценимую услугу Украине, включив Крым в состав Российской Федерации? Потеряв Крым, не вывернулся ли политический Киев из положения бессильной болванки между молотом американских социопсихологических технологий и наковальней российских экономических возможностей? Может быть, у Киев, наконец-то, появились хоть какие-то перспективы обрести независимость и суверенность, а не заниматься бесконечным лавированием между двумя соперниками, конкурирующими в борьбе за Черное море?
Факультативное чтениеОпасность, подстерегающая Турцию на Черном море (опубликовано 24.08.2007)
С точки зрения безопасности Черное море для России важно настолько, что она пойдет, никому ни в чем не уступая, до конца и даже до войны. Наконец, в то время как США и НАТО расширяют свою инфраструктуру к границам России, российский президент заявил о выходе России из подписанного в 1990 году в Париже Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Теперь парламенты Украины и Грузии - стран входящих в программу НАТО Партнерство во имя мира, приняли решение стать членами североатлантического альянса. Вдобавок попытки США увеличить свое присутствие в Болгарии, Румынии и Грузии, безусловно, беспокоят Россию.
В подобной военно-политической атмосфере Крымский полуостров видится в качестве потенциально опасной зоны, которая может стать причиной разрушения стабильного порядка на Черном море. Окончательная цель России - сделать на 68% русский Крым автономной республикой с помощью проведения там референдума, а затем присоединить к России.
В случае военного противостояния в регионе Турция не сможет остаться безучастной. По этой причине Турция должна выступать против вступления Украины и Грузии в НАТО или выдвинуть в качестве условия одобрение России в вопросе их вступления в альянс. Также Турция не должна давать добро на обеспечение безопасности Черного моря внешними силами. В случае ужесточения отношений между Западом и Россией, более актуальным становится вопрос выхода Турции из НАТО, если не подействует турецкое право вето.
Читать статью полностьюПлан внешнего управления Украиной (опубликовано 04.05.2009)
Если классифицировать основные "риски", которые выделяет в своем докладе [бывший посол США в Киеве] Стивен Пайфер ["Предупреждая кризис в Украине"], то к ним можно отнести следующее: "крымский сепаратизм", Черноморский флот, отношения с Россией, этнические русские, вопрос русского языка и "политизация вопроса вступления в НАТО".
Упоминая Крым, Пайфер выдает следующую рекомендацию: "Киеву было бы важно предпринять искусные действия, с величайшим риском столкновений между сепаратистскими демонстрациями и украинскими силами внутренней безопасности. Такие столкновения могут подогреть более глубокие страсти, спровоцировав кризис, который может поставить под сомнение возможность государства сохранить свою территориальную целостность". Обратите внимание, какие сценарии ложатся в основу определения американской стратегии относительно Украины!
Развивая эту мысль, Пайфер пишет:
"Москва может попасть в ловушку собственной риторики, когда начнутся гражданские беспорядки в Севастополе и столкновения с украинскими силами безопасности". Подчеркиваю, риски данных столкновений эксперт связывает с теми действиями, которые, по его мнению, должно предпринять украинское правительство!
"Присутствие Черноморского флота заставит Россию предпринимать меры для защиты местных этнических русских, создавая опасную ситуацию, при которой русская морская пехота и украинские отряды внутренней безопасности могут столкнуться непосредственно, с непредсказуемыми последствиями", — подводит итог сценария Пайфер.
Говоря о Крыме и "крымском сепаратизме", эксперт регулярно пугает возможным прямым столкновением с российским флотом или армией. В принципе одобряя "планы Киева увеличить свое военное присутствие на Крымском полуострове", Пайфер признает, что это "увеличивает возможность военных столкновений". Вполне логичный вопрос, вытекающий из этого вывода: а может, в таком случае лучше не увеличивать там военное присутствие? — экс-посол не задает.
Зато он выражает надежду на то, что Россия в случае конфликта с Украиной завязнет тут надолго: "На практике разгром украинской армии, чьи офицеры гораздо более прозападные, чем украинское общество в целом, будет представляться гораздо более длительной и более трудной задачей для России, чем это было в Грузии". Читать статью полностью