Самым слабым звеном в европейском экономическом фронте против России оказалась Финляндия. Экономика республики, ставшей в РФ синонимом благополучия, переживает резкий спад. Помочь могли бы новые сценарии сотрудничества с Москвой, над которыми работают оба правительства.
Полный текст
Самым слабым звеном в европейском экономическом фронте против России оказалась Финляндия. Экономика республики, ставшей в РФ синонимом благополучия, переживает резкий спад. Помочь могли бы новые сценарии сотрудничества с Москвой, над которыми работают оба правительства. В то же время принципиально важным для нас проектам с финнами пока ничто не угрожает.
Из всех стран Евросоюза российский экономический кризис и санкционная война наиболее болезненно сказались на Финляндии, экономика которой в значительной степени ориентирована на РФ. В ходе недавнего визита в Москву финского премьер-министра Юхи Сипиля глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что, несмотря на текущие сложности, совместные бизнес-проекты продолжаются, но одновременно ряд финских компаний сообщили о сворачивании или приостановке своих планов, связанных с Россией.
Рецессия по-фински
Прошлый год оказался для экономики Финляндии чрезвычайно сложным. Согласно статистике, промышленное производство в стране с января по ноябрь снизилось на 1,6%, в лидерах падения оказались химическая промышленность, бытовая техника и электроника. Безработица в декабре 2015 года достигла 9,2%, а оборот розничной торговли, несмотря на Рождество, снизился на 0,5%. По данным на октябрь, снижение ВВП Финляндии в годовом исчислении составило 1,8%.
В значительной мере проблемы финской экономики связаны с резким сокращением торговли с Россией и притока российских туристов: девальвация рубля сделала финские товары и отдых в Финляндии недоступными для многих наших соотечественников. По информации Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев прошлого года торговый оборот России и Финляндии сократился на 39,4% в сравнении с январем – ноябрем 2014 года – с 14,764 до 8,943 млрд долларов. Для сравнения, за тот же период 2013 года совокупный торговый оборот между двумя странами был равен 17,087 млрд рублей, то есть всего за два года он упал почти вдвое. Грузопоток Сайменского канала, соединяющего Россию и Финляндию, в прошлом году сократился на 18% по сравнению с прошлым годом, наиболее сильное падение испытали перевозки древесины, которые уменьшились более чем на 40%.
Значительно снизились и объемы торговли России с другими ключевыми странами еврозоны – Нидерландами, Германией, Италией, Францией, однако Финляндия ощущает этот спад гораздо острее, поскольку ее экономика существенно больше ориентирована на Россию. Высокую зависимость от соседа Финляндия демонстрировала и четверть века назад: после распада СССР она погрузилась в глубокую депрессию, которая продолжалась несколько лет – в 1991–1993 годах ВВП упал на 11%, а безработица достигла 18,5%. Выходу из кризиса во многом способствовала все та же Россия: уже в середине девяностых годов Финляндия стала набирать популярность как туристическое направление, в том числе с целью шопинга. В 2012 году россияне потратили в Финляндии порядка 1,3 млрд евро.
Жертвы санкций и девальвации
«Экономическое сотрудничество, к сожалению, сейчас находится не на высшей точке», – констатировал российский премьер Дмитрий Медведев на встрече со своим финским коллегой Юхой Сипиля в конце января. Подтверждением этой оценки стали последние новости ряда финских компаний, активно работающих с Россией. 2 февраля торговая сеть Stockmann Group закрыла сделку по продаже своих универмагов в России компании Reviva Holdings Limited, которая развивает в нашей стране сеть Debenhams. Именно под этот бренд в ближайшие два года планируется перевести российские «Стокманны» (пять в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).
«Российские универмаги были убыточны последние несколько лет, а сильная девальвация рубля увеличила убытки. Stockmann нацелен на возвращение к прибыльности и поэтому принял решение о продаже этих активов», – сообщил директор Stockmann Пер Телин, когда о готовящейся сделке было объявлено публично. Ранее компания закрыла в России магазины принадлежащей ей сети Lindex, а также значительно сократила сеть Seppala. В России объем продаж Stockmann в прошлом году в пересчете на евро упал на 25,8%.
Из-за резкого скачка курса евро была отложена реализация еще одного крупного проекта в сфере ретейла – строительства торгового комплекса на российско-финляндской границе, в районе КПП «Ваалимаа» («Брусничное»). Первую очередь этого объекта площадью три тысячи квадратных метров планировалось сдать в конце прошлого года, однако на днях финский телеканал Yle сообщил, что срок его готовности планируется перенести на конец 2017 года. Изначально в торговом центре планировалось открытие второго во всей Финляндии казино, ориентированного на туристов из России, где игорный бизнес строго ограничен, однако финская ассоциация игровых автоматов RAY объявила о своем выходе из проекта.
Серьезные проблемы из-за санкционной войны испытывают и финские сельхозпроизводители. Спустя год после введения Россией ответных санкций Союз финских фермеров оценил ущерб для АПК от потери российского рынка в 400 млн евро, из которых половина пришлась на производителей молочных продуктов. Крупнейший из них, компания Valio, объявила об остановке своих заводов в России еще в августе 2014 года – сразу же после введения контрсанкций. Если до этого Финляндия экспортировала в Россию четверть своей сельхозпродукции, то к осени прошлого года российская доля в этом сегменте упала всего до 8%. Из-за этого финским фермерам приходится продавать свою продукцию на внутреннем рынке, но для местных потребителей это скорее плюс, поскольку из-за избытка предложения цены на ту же молочную продукцию заметно снизились.
Однако терпят убытки на российском рынке и те финские компании, к которым не относятся санкции. Например, у одного из ведущих мировых производителей шин – концерна Nokian Tyres – в третьем квартале прошлого года продажи в России и СНГ упали на 47,7%.
Пересохший турпоток
Рост курса евро особенно остро отразился на туристическом бизнесе. Еще на прошлые новогодние каникулы количество российских туристов, посетивших Финляндию, сократилось вдвое – за праздничные даты границу пересекли 165,1 тыс. россиян, тогда как на Новый год 2013/2014 их было 322,8 тыс. А в 2015 году, сообщила на недавней пресс-конференции в Петербурге представитель по связям с общественностью финского города Лаппеенранта Мирка Рахман, количество российских туристов в Финляндии упало еще на 40%.
Ситуация усугубляется тем, что сегодняшняя финская туриндустрия во многом сформирована под спрос со стороны россиян. Например, до того, как турпоток наших соотечественников в Финляндию стал массовым, основным туристическим сезоном в этой стране было лето. У россиян же самый популярный период – новогодние каникулы: до нынешнего кризиса аренда финских коттеджей на этот период пользовалась ажиотажным спросом. Кроме того, русские туристы полюбили финские горнолыжные курорты, которые для европейцев никогда не представляли особого интереса, поскольку финские горки не идут ни в какое сравнение с Альпами или Пиренеями.
Правда, сами финны – люди весьма патриотичные и с большим удовольствием отдыхают у себя дома, поэтому сейчас многие курорты активно переориентируются на внутренний спрос. Например, популярнейший среди россиян горнолыжный курорт Тахко в центральной части Финляндии недавно сообщил о росте турпотока на 5% именно за счет увеличения числа «домашних» туристов на 36%, что покрыло сокращение количества россиян. Другое дело, что российский «средний чек» существенно выше финского, поэтому работа на внутренний рынок вряд ли будет для финских курортов столь же выгодной.
«Количество бронирований коттеджей не просто снизилось – россияне вообще их перестали бронировать. Приезжают только те, кто из года в год ездит и без Финляндии не представляет себе новогодних праздников», – говорит Надежда Петрова, генеральный директор туристической компании El-Logos из города Лахти. «Турпоток в Финляндию в прошлом году упал где-то процентов на 50, – подтверждает исполнительный директор агентства Evilla.Ru Глеб Куликов. – Сильнее всего просела аренда коттеджей у российской границы – самый популярный сегмент в этом виде отдыха. Хотя горнолыжное направление выглядит намного лучше – хорошо снизили цены курорты Коли, Химос, Саппее, да и некоторые частники тоже быстро среагировали».
Значительные убытки терпят и компании, ориентированные на россиян, в других сегментах сферы услуг. «Русскоязычные СМИ и рекламные агентства потеряли рекламодателей – в ситуации, когда нет достаточной аудитории, расходы на рекламу бессмысленны. Финские банки ужесточают свои требования к клиентам, многих россиян, не проживающих в Финляндии, заставляют закрывать счета и уводить деньги в Россию», – говорит Надежда Петрова. Одна из последних «жертв» в финском бизнесе, работавшем на россиян, – сервис покупки товаров за рубежом Pochta.fi, объявивший о своем закрытии в январе.
Признаки жизни
Выход из создавшегося положения в Финляндии видят прежде всего в поиске местными компаниями новых деловых партнеров, например в Китае, США, Германии. Уже в этом году, по прогнозу финского финансового концерна Osuuspankki, экономика может показать микроскопический рост – 0,8%, а в следующем году он может составить 1,6% или даже больше, если удастся поднять конкурентоспособность финской продукции за счет сокращения расходов. Такую же цель ставит перед собой и государство: правительство Финляндии заявило о необходимости экономии бюджетных расходов на 4 млрд евро.
Что же касается дальнейшей судьбы экономических связей Финляндии с Россией, то уже сейчас понятен перечень проектов, которые вряд ли будут отменены при любом развитии событий. Первый пункт в этом списке – строительство атомной электростанции «Ханхикиви-1» в городе Пюхяйоки. Контракт между финской компанией Fennovoima Oy и АО «Русатом Энерго Интернешнл» был подписан в декабре 2013 года, два года ушло на подготовку проектной документации, а 19 января, за несколько дней до визита в Москву Юхи Сипиля, начались работы по закладке котлована будущей АЭС (ее открытие запланировано на 2024 год).
Еще один крупный межгосударственный проект, защищенный от санкционных рисков, – газопровод «Северный поток – 2». «Речь идет именно о коммерческом проекте, кто бы как ни пытался его трактовать. Это нормальный бизнес-проект, именно так он и задумывался и российской стороной, российскими компаниями, прежде всего Газпромом, и европейскими компаниями-партнерами. И именно в таком виде мы и хотим его профилировать», – заявил на недавней встрече с премьер-министром Финляндии Дмитрий Медведев. «Финляндия исходит из того, что Европейская комиссия даст юридическую оценку вот этого проекта. Для Финляндии он является именно коммерческим проектом, и мы относимся к нему прагматически», – добавил Юха Сипиля.
Не все так плохо и в сегменте частных инвестиций. Например, в середине января финская компания Nor-Maali Oy сообщила о планах построить в России новый завод по выпуску лакокрасочной продукции. Общая стоимость проекта составит 4 млн евро, производство планируется запустить летом 2017 года.