Основатель агентства Stratfor Джордж Фридман предрек эпоху новых войн, в том числе в Европе и между США и Японией.
«Надо быть готовыми к войне, – подчеркнул он. – Семилетняя война в Европе, наполеоновские войны в XIX веке, великие мировые войны – в каждом столетии что-то было. Хотите ли вы держать пари, что в этом столетии ничего не будет? Я приму это пари...»
Фридман также описал свое видение начала системных войн. Когда одни страны – такие как Германия, Россия, Китай – приходят в упадок, на их место приходят другие. Опасность этой ситуации заключается в том, что новые страны «еще не достигли баланса».
То есть, по мысли Фридмана, проблема не в дестабилизации «старых» стран, а в борьбе «новых» (образованных на развалинах «старых») за жизненное пространство. «В 1871 году Германия объединилась, и в итоге начался ад. В начале XX века Япония нарастила мощь, и потом наступил хаос», – приводит примеры глава Stratfor.
При этом Фридман утверждает, что с «1815 по 1871 год в Европе не было значимых войн». Это как минимум забавно для человека, родившегося в Европе (в Будапеште), но оправданно для того, кто получил образование где-то в штате Нью-Йорк, а затем преподавал политологию в частном колледже неподалеку. Фридман просто пропустил Крымскую войну, датско-прусские, прусско-австрийские войны и ряд поменьше.
Скрытый текст
Начнем с войны между Японией и США. Фридман прогнозирует ее с 1991 года. Тогда была издана «Грядущая война с Японией» – одна из наиболее раскрученных его книг, что было связано, в первую очередь, с потерей спецслужбами США главного противника (ГП) в лице СССР – последней «сверхдержаве» срочно требовалось найти новые угрозы.
Тогда к этой работе подключились и другие аффилированные с ЦРУ личности. Так, книга известного беллетриста Тома Клэнси «Долг чести» вышла в 1993 году и повествует ровно об этом – о краткосрочной, но очень технологичной и продуманной войне между США и Японией на фоне экономического противостояния.
Считалось, что Клэнси, не обладавший литературными талантами, но очень внимательно относившийся к описанию технологических военных деталей, в ряде своих книг буквально озвучивает жутковатые сценарии, которые ЦРУ разрабатывало во время холодной войны просто так, чтобы «в чулане лежали».
Примечательно, что именно в «Долге чести» подробно описывается, как после поражения Японии японский пилот гражданского «Боинга» демонстративно направляет свой самолет вместе с невинными пассажирами на Белый дом в Вашингтоне. Это, напомним, в 1993 году. Дословно не сбылось, но идеи витали в воздухе.
Другой пример: Майкл Крайтон, явно обладавший литературным даром и чутьем на актуальное (впоследствии – автор «Парка юрского периода» и других примечательных вещей, например, сериала «Скорая помощь» и фильма-пророчества «Разоблачение», повествующего о чудовищных последствиях кампании против «сексуальных домогательств»), в 1992 году публикует книгу «Восходящее солнце», блестяще и в кратчайшие сроки экранизированную с Шоном Коннери в главной роли. В ней очень доходчиво рассказывается о том, как японская финансовая олигархия практически захватила США и какие японцы в быту нехорошие.
В целом это походило на спланированную кампанию, которая обеспечила введение ряда дискриминационных законов против японского импорта в США (в особенности дешевой продукции автопрома). Малоизвестная американо-японская экономическая война в первой половине 90-х начиналась именно с такой вот литературно-голливудской пропагандистской атаки, местами – высокохудожественной. И политолог Фридман должен упоминаться именно в ряду «сказочников», а никак не в связи с прорывами в геополитическом прогнозировании.
Имя Джорджа Фридмана, провинциального преподавателя странного предмета «политология», стало известно исключительно благодаря тому, что в 80-х годах он сконцентрировался на самой востребованной тогда ее форме – «советологии». На «советологии» делали себе карьеры люди и менее пробивные, чем венгерский беженец, но у него была прекрасная стартовая поддержка в виде «односельчанина» Джорджа Сороса, с подачи которого в 1996 году и была организована компания Stratfor (Strategic Forecasting Inc), которую быстро стали называть «теневым ЦРУ». Первым, кстати, эту формулировку запустил Джон Баррон – автор книги «КГБ сегодня. Невидимые щупальца», американский журналист, специализировавшийся на теме спецслужб и издававший впоследствии журнал собственного имени.
Stratfor принято считать «частной аналитическо-разведывательной компанией», хотя подобного быть не может. Разведывательной деятельностью занимаются только специализированные организации, ограниченные особым законодательством (представить себе частное лицо, занятое разведывательной деятельностью, в принципе можно, но для выявленного персонажа это вскоре превратится в проблему).
Весь этот флер таинственности и «аналитичности» лишь привлекает к Stratfor внимание и деньги: большая часть деятельности агентства связана не с политикой и разведкой, а с примитивными экономическими заказами. Кто-то хочет получить справку о конкуренте, в интернет лезть лень, а лишних денег много. А кто-то хочет оценить «риски рынка» и обращается в Stratfor, купившись на уже сформированный имидж, хотя любой квалифицированный брокер сделает такой же анализ дешевле.
Это замкнутый круг системы: чем больше заказов, чем крепче имидж. И в некоем клубе неподалеку от Уолл-стрит один умник снова скажет другому: «а мне анализ рынка шариковых ручек в Мьянме Stratfor делала». А второй умник, чтобы не уронить свое реноме, закажет у Stratfor анализ рынка фломастеров в Таиланде. Всем выгода.
На этом фоне никто не обращает внимания на бессмысленность прогнозов, которые Stratfor творит в сфере геополитики, прикрываясь «крышей» ЦРУ и искусственно накачанным имиджем. Каждые пять лет агентство пытается предсказать ситуацию на планете на десятилетие вперед. И эти прогнозы еще ни разу с момента основания Stratfor не то что не оправдались – они вообще про другую планету.
В первом прогнозе – с 1995 по 2005 год – была единственная фраза, в которой упоминалась РФ: «Россия будет стремиться восстановить себя, встречая сопротивление на российских границах Германии, исламских стран и Китая. Каждая из этих стран будет поддерживать сепаратистские элементы в России».
Впоследствии Фридман стал говорить, что он предсказал «геополитическое укрепление России», но из приведенной фразы этого не следует, более того, написанное прямо противоположно последовавшему оправданию.
В прогнозе на 2000–2010 годы Stratfor утверждает:
«Практически отрезанная от западного капитала и не в состоянии конкурировать на западных рынках, Россия будет вынуждена восстанавливать компоненты бывшего Советского Союза. Общая неспособность бывших республик участвовать в западной хозяйственной деятельности сделает перспективу новой федерации в какой-либо форме привлекательной для многих за пределами России. Национализм будет конкурировать с экономической реальностью, создавая сложную и опасную ситуацию. Россия потратит большую часть следующего десятилетия в болезненном процессе восстановления своей империи».
Что тут сказать? Прогноз был лишен смысла уже на момент его опубликования.
Дальше – еще смешнее, поскольку от прогнозов о восстановлении империи «с выходом на границы Польши и Румынии» и «поглощением стран Балтии» Фридман поменял свою позицию на 180 градусов. В прогнозе с 2005 по 2015 год говорится уже о дезинтеграции, развале России, а не о ее укреплении:
«Россия находится в углубляющемся системном кризисе и жесткой и постоянной борьбе между националистическими силами и прозападными. Последует серия политических неудач, возможно, включая потерю территорий, таких, как на Кавказе. Или даже Россия начнет дезинтеграцию до точки, где Москва имеет только номинальный контроль над некоторыми регионами, которые провозгласят независимость. Это произойдет в течение следующего десятилетия. Но к концу 2015 года Россия будет более националистической и этатистской».
Ага. Именно так все и случилось, чтобы Джордж Фридман был здоров.
Следующий десятилетний прогноз – с 2010 по 2020 год – еще веселее:
«Россияне будут бороться с внутренними вопросами, начиная от этнической напряженности, заканчивая демографическим спадом. Тем не менее демографические проблемы в России до сих пор не влияли на ее способность проецировать мощь. В самом деле, Россия может справиться с небольшой численностью населения лучше, чем в другие страны, так как это может создать здоровый баланс между производством и потреблением (для обслуживания трубы хватит 20 миллионов). Россия уже сделала корректировку на пенсию, двигая пенсионный возраст выше среднего возраста мужской смертности. Россия всегда была многонациональной империей, и имеет опыт в управлении нерусским населением.
Российская экономика также примет более активное участие в создании нетрудоемких отраслей, уменьшая потребность в молодых работниках (независимо от их происхождения). И хотя демографические успехи России гораздо хуже, чем у любой страны в Европе, по-настоящему убийственные последствия своих демографических характеристик, вероятно, не приведут к краху России до 2020-х годов».
Здесь нужно смотреть внимательно. Разговоры об изменении пенсионного возраста всерьез обсуждались в каденцию президента Медведева, когда этот доклад подписывался в печать. Чем это закончилось – известно. И именно в этот период Россия продемонстрировала значительный успех в демографии, причем, выдавая показатели на порядок лучше, чем любая страна Западной Европы.
Но в Stratfor, готовя этот прогноз, о резком росте рождаемости в России не знали, а опирались на данные «фактбук» ЦРУ, в котором была заложена демографическая модель развития от 2004 года. Она не менялась вплоть до 2011-го, рассказывая о вымирании в России по миллиону человек в год. Лишь потом, скрепя зубы, ЦРУ внесло изменения в свою статистическую модель.
Наконец, самое актуально и самое юмористическое – прогноз Stratfor на 2015–2025 годы:
«Маловероятно, что Российская Федерация выживет в своем нынешнем виде. Неспособность России превратить свой энергетический доход в самоподдерживающуюся экономику делает ее уязвимой к колебаниям цен на энергоносители. Россия не имеет никакой защиты против этих рыночных сил. Учитывая организацию Российской Федерации, когда доходы текут в Москву, а потом перераспределяются напрямую или через региональные органы власти, поток ресурсов будет резко снижаться.
Это приведет к повторению опыта Советского Союза в 1980-х годов и России в 1990-х, в котором способности Москвы поддерживать национальную инфраструктуру снизились. В этом случае, это может привести к мятежу регионов, образованию неформальных и формальных автономий. Исторически сложилось так, что русские решили такие проблемы с помощью тайной полиции – КГБ и его преемницы ФСБ. Но так же, как в 1980-х, тайная полиция не сможет удержать центробежные силы, которые тянут регионы от Москвы, в эту десятилетку. В этом случае власть ФСБ ослабнет. И экономика закончится, так же, как силы ФСБ. А без ФСБ, которая вдохновляет настоящий террор, фрагментация Российской Федерации не будет предотвращена.
Запад России, Польша, Венгрия и Румыния будут работать, чтобы вывести Беларусь и Украину из-под власти россиян. На юге будет утеряна способность россиян контролировать Северный Кавказ и Центральную Азию. На северо-западе Карельский регион будет стремиться вернуться в Финляндию. На Дальнем Востоке приморские районы все более тесно будут связаны с Китаем, Японией и США, чем с Москвой, это позволит им двигаться независимо друг от друга.
Другие районы за пределами Москвы не обязательно будут искать автономию, но будут стараться сделать это. Это конец России: восстаний против Москвы не будет, но способности Москвы для управления Российской Федерацией испарятся. В этом вакууме останутся только отдельные фрагменты Российской Федерации».
Комментировать эту муть не ни желания, ни необходимости. Другое дело, что именно этот свой прогноз Джордж Фридман и защищает в серии интервью специализированным англоязычным СМИ.
Под этот бред подводится глобальная основа: именно крупные государства будут разваливаться, а на их руинах государства-малолетки передерутся друг с другом. А США обязательно начнут войну против Японии – или наоборот. Четверть века мы увлеченно ждем этой эпической битвы начитавшихся более одаренных авторов. Но именно высказывания Фридмана разбираются на глубокомысленные цитаты в российских либеральных СМИ как некое пророчество.
Репутация сказочника не мешает Фридману ездить по всему миру с лекциями, похожими на заклинания лидера секты. Со всем этим его довольно радушно принимают в ряде российских профильных учебных заведений и в аналитических центрах. Например, в декабре 2014 года он прочел лекцию в МГИМО, где «поделился видением современного миропорядка».
Это застарелая болезнь: с 90-х годов значительное количество преподавателей Дипломатической академии и МГИМО (не говоря уже о РГГУ и ВШЭ) так или иначе связано с западным взглядом на миропорядок – кто лично, кто через стажировки. Случай профессора Зубова не единичен, просто то, что вкладывается в головы студентов и аспирантов профильных учебных заведений российской дипломатии, мало кому видно со стороны. А те, кто с этим сталкивается напрямую, долго не могут понять, как такое вообще возможно.
«Прогнозы» Stratfor не опасны как явление, если понимать, что за ними нет ничего, кроме амбиций странного персонажа с тяжелым детством. Не обсуждать же всерьез концепцию, согласно которой в каждом столетии в Европе происходило по несколько войн, будто никто кроме Фридмана до этого никогда бы не додумался. Но он умудряется произносить это с настолько глубокомысленным видом, что многие готовы уверовать в истину.
Шарлатанство – тоже искусство. Иначе бы шарлатаны столько не зарабатывали.
Фашингтон должен быть разрушен.