12-14 апреля в ООН пройдут первые в истории открытые слушания с участием восьми кандидатов на пост генерального секретаря, который освободится 1 января 2017 года.
Полный текст
12-14 апреля в ООН пройдут первые в истории открытые слушания с участием восьми кандидатов на пост генерального секретаря, который освободится 1 января 2017 года. Председатель 70-й сессии Генеральной ассамблеи Могенс Люккетофт рассказал ТАСС, как будут проходить эти встречи, а также выразил уверенность, что страны, не входящие в Совет Безопасности, в этот раз смогут серьезно повлиять на процесс назначения генсека.
- На следующей неделе в ООН впервые в истории пройдут слушания кандидатов на пост генерального секретаря. Расскажите, как удалось добиться этого и как будут проходить дискуссии?
- Все началось с резолюции, принятой в прошлом сентябре, которая попросила председателей Совета Безопасности и Генеральной ассамблеи направить совместное письмо, обозначив формат этих слушаний с кандидатами. Это дало мне полномочия организовать такой диалог в Генеральной ассамблее.
Мы также попросили страны-члены выдвинуть кандидатов, чтобы они могли предстать перед Генеральной ассамблеей уже сейчас, в апреле.
У нас есть восемь официально объявленных кандидатов. Шесть - из восточной Европы, один - из Португалии и один - из Новой Зеландии. Все они пообещали прийти на следующей неделе во вторник, среду и четверг, чтобы их представили Генассамблее.
Каждому будет отведен отдельный двухчасовой сегмент. Они выступят с заявлением продолжительностью не более 10 минут, после чего им будут задавать вопросы делегаты стран - членов Генеральной ассамблеи. Будет возможность задать вопрос и у представителей гражданского общества. На мой веб-сайт поступают сотни вопросов, в том числе от обычных людей.
Я думаю, что кандидаты осознают, что им также нужно проявить себя в дискуссиях в социальных сетях - помимо того, что они будут участвовать в других мероприятиях вне неформального диалога в Генеральной ассамблее. Я знаю, что будут проходить встречи и круглые столы с их участием, в том числе здесь, в Нью-Йорке.
- Совсем недавно одна из кандидатов приняла участие в дискуссии в Международном институте мира.
- Да, это была Весна Пусич (бывший глава МИД Хорватии). Это говорит о том, что не только Генеральная ассамблея впервые общается с кандидатами. Это означает, что общественность теперь также намного более активно участвует в дискуссиях о том, кто должен стать следующим генеральным секретарем, что мы от него ждем, какими личностными качествами он должен обладать.
Я просил кандидатов в своих выступлениях охватить основные вопросы, касающиеся ООН, устойчивого развития, мира и безопасности, прав человека, а также рассказать, что они хотят изменить в ООН, чтобы она лучше адаптировалась к тому, как мы смотрим на вещи сейчас, к намного более взаимозависимому анализу, который получил отражение в Целях устойчивого развития (план глобального социально-экономического развития, утвержденный в сентябре 2015 г.).
Все кандидаты или, по крайней мере, большинство из них представили свои концепции на этот счет в письменном виде, которые будут представлены перед встречами на следующей неделе.
Могу сказать, что страны из группы ACT (Accountability, Coherence and Transparency Group – "Группа за подотчетность, последовательность и открытость" ООН), государства - участники "Группы 77" (развивающиеся страны и Китай), а также африканские страны постараются собрать все свои вопросы, и от каждой из них будет выступать один представитель.
- То есть вопросы будут задаваться блоками от целых групп стран?
- Да. Я не знаю, сколько будет таких блоков, но для того, чтобы охватить все темы в течение двухчасового сегмента, это очень хорошая идея, и я призываю следовать этому примеру.
- Вы сказали, что вам поступают вопросы от представителей гражданского общества и широкой публики. Как вы будете обрабатывать их?
- У нас есть специальная процедура для этого. Я не знаю подробностей, как она работает, но мы выбрали несколько, около 30, из сотен вопросов. Мы будем задавать пару из них в конце каждого двухчасового сегмента, если позволит время.
- Вы сами будете их зачитывать?
- Я буду их зачитывать, если люди, передавшие эти вопросы, не будут сами присутствовать.
- Как вы думаете, какой будет самый популярный вопрос?
- Не знаю (смеется), не знаю. Наверняка они будут касаться роли генерального секретаря. Может, не самый банальный из них - о том, должен ли он быть генералом или секретарем. Потому что, я думаю, все осознают, что он должен быть и тем, и другим.
Это должен быть человек c высоким моральным авторитетом, умелый политик и дипломат, это должен быть человек, имеющий опыт управления крупной организацией. Он должен быть лидером в административном плане. Мы все знаем, что это очень сложная работа – быть генеральным секретарем.
Мне кажется, что с учетом стоящих перед нами вызовов, в ситуации, когда мы приняли важные решения по устойчивому развитию и климату, когда нам подарили надежду соглашение по Ирану, резолюция по Сирии, и мы наблюдаем решимость стран бороться с терроризмом, даже самые сильные державы все больше осознают, что нужно решать проблемы вместе, вести переговоры, идти на компромиссы. Я надеюсь, что это приведет к пониманию, что во главе ООН нам нужна сильная личность. Это не противоречит интересам крупных держав.
- Но есть и другая точка зрения, что постоянные члены СБ хотят видеть во главе ООН слабого человека, кого-то, на кого можно влиять.
- Да, я знаю, что есть такое мнение, но, повторюсь, я не уверен, что это так. Возможно, так было раньше, но я не уверен, что сейчас так, потому что нам всем, им всем, даже "постоянной пятерке" нужна более сильная ООН.
Но давайте подождем и посмотрим, что будет дальше. Мы впервые оказались в ситуации, когда Генеральная ассамблея в процессе выбора генерального секретаря стоит впереди Совета Безопасности.
Очевидно, что члены ООН хотят больше влиять на выбор следующего генерального секретаря. Я полагаю, что это пожелание может сбыться, но для этого нужно, чтобы в ходе этого процесса Генеральная ассамблея сплотилась вокруг одного кандидата. В таком случае "постоянная пятерка" примет его как устраивающего всех кандидата.
Но если члены ООН выдвинут множество кандидатов, и до самого конца никто из них не будет выделяться, то, конечно, решение вновь будет принимать "постоянная пятерка" в Совете Безопасности.
Так что многое зависит от самих стран - членов ООН. Я знаю, что у постоянных членов СБ много друзей и союзников в Генеральной ассамблее. Мы также должны учитывать это в процессе.
Таким образом, у Генеральной ассамблеи есть хорошо обозначенный курс действий. Я думаю, что ей удастся оказать намного больше влияния на этот процесс.
- Есть информация, что идут дискуссии о возможном увеличении срока полномочий генерального секретаря. Объясните, как будет принято это решение, не противоречит ли это каким-либо положениям Устава ООН?
- Нет, в Уставе нет никаких положений, касающихся срока. В самом начале существования организации, в 1946 году, была принята резолюция Генеральной ассамблеи, в которой говорилось о пятилетнем периоде.
В Уставе же ничего не написано, кроме того, что Совет Безопасности должен рекомендовать кандидата, после чего он должен быть одобрен Генеральной ассамблеей.
- То есть Совет Безопасности по итогам закрытых переговоров, которые начнутся в июле, не только представит кандидата на утверждение Генеральной ассамблеи, но и рекомендует для него определенный срок полномочий?
- Да, так они делали раньше, но в принципе Генеральная ассамблея может принять другое решение. Устав не регламентирует это.
Дискуссия на этот счет идет в формате переговоров по активизации работы ООН. Страны достигли консенсуса по приданию процессу выбора генсека большей открытости и организации неформального диалога (с кандидатами), но не смогли договориться по трем вопросам.