Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время торжественной церемонии, состоявшейся на стамбульской судоверфи, заявил, что ОПК страны сможет построить собственный авианосец.— На пути реализации этого проекта нет никаких преград.
Полный текст
Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время торжественной церемонии, состоявшейся на стамбульской судоверфи, заявил, что ОПК страны сможет построить собственный авианосец.
— На пути реализации этого проекта нет никаких преград. Требуется исключительно одно — политическая воля. Турция не может позволить себе беспечности в вопросах военного строительства и национальной обороны. Стратегическое положение нашей страны этого не позволит, — заявил Эрдоган. — И мы построим его. ВС Турции будут иметь собственный авианосец. Мы этого достигнем.
При этом турецкий президент все-таки отметил, что сооружение первого авианосца начнется только после того, как ВМС Турции получат универсальный десантный корабль Anadolu.
К слову, еще в 2012 году тогдашний командующий Военно-морскими силами Турции генерал Мурат Бильгель сообщал, что турецкий флот планирует увеличить свою боевую мощь за счет покупки авианосца и новых самолетов с возможностью вертикального взлета и посадки.
Так сможет ли Турция построить универсальный десантный корабль и собственный авианосец? Если да, то для каких целей турецким властям нужны такие корабли? Ведь не секрет, что они предназначены для решения задач в удаленных районах морей и океанов, а Черное море и восточная часть Средиземного находятся в радиусе действия ВВС Турции.
Военный эксперт Алексей Леонков отмечает: обоснованность строительства авианосца должна подкрепляться задачами, которое ставит перед собой государство.
— Турция имеет выход в Черное и Средиземное моря, а это, как известно, закрытые морские ТВД, которые соединены между собой лишь проливами. В этом смысле не совсем понятно — зачем туркам нужен авианосец? Правда, сейчас много говорится о том, что Турция ведет агрессивную политику и может решиться на открытое противостояние с РФ. Но авианосец в таком случае станет довольно удобной мишенью. Противокорабельные береговые ракетные комплексы Черноморского флота, а также ракеты «Калибр», которыми оснащены подлодки и корабли ЧФ по дальности применения перекрывают всю акваторию Черного моря, а база в Тартусе - половину Средиземного. Конечно, собственный авианосец в составе флота — звучит красиво, но учитывая расположение Турции, его задачи, мягко говоря, непонятны. Кроме того, все упирается еще и в вопрос технической компетенции — у турок нет необходимой конструкторской базы, они чаще предпочитают покупать корабли за границей, нежели строить собственные.
Что касается строительства УДК, то это более разумный вариант, если Турция в перспективе хочет решать задачи по завоеванию плацдармов на суше. А судя по заявлениям турецкого руководства, Анкара и на Крым засматривается, и на Ближнем Востоке планирует расширить свое влияние.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов говорит, что о строительстве УДК в Турции речь идет давно, более того, миллиардный контракт на строительство десантного корабля департаментом оборонной промышленности Министерства обороны Турции был выдан еще в 2015 году.
— К 2021 году корабль должен быть уже построен по испанскому проекту УДК Juan Carlos I — строительством вроде как займется турецкая коммерческая судостроительная корпорация и верфь Sedef Shipyard. Заявлено, что турецкий аналог испанского корабля будет способен взять на борт десантный батальон, восемь вертолетов, несколько беспилотников и до 150 единиц гусеничной и колесной техники. И возможности для строительства УДК у Турции есть. Здесь нет ничего удивительного, ведь такие корабли сейчас заказывают даже державы, так сказать, второго разряда — например, десантный вертолетный корабль-док (ДВКД) по итальянскому проекту есть у Алжира.
В Турции, в районе города Тузла, расположена государственная судоверфь Pendik Naval Shipyard с сухим доком размером 300×50×8,5 м. А Sedef Shipyard непосредственно располагает собственным сухим доком размером 315×50 метров с возможностью строительства судов водоизмещением до 180 тысяч тонн. Таким образом, турки в состоянии построить «коробку», другое дело, что УДК будет как конструктор — с английскими турбинами, возможно, испанской БИУС.
Что касается вопроса обоснованности строительства такого корабля, то надо иметь в виду, что у Турции и Греции есть спорные острова, да и опыт кипрской кампании турки подробно анализировали. Так что, для подобного рода операций УДК будет не лишним. Ведь такой корабль — это не только мобильный аэродром для армейской авиации, он может высаживать практически в любой точке средиземноморья десант в составе батальона. Прикрыть УДК туркам тоже есть чем — в составе ВМС Турции хватает эскортных кораблей, а учитывая, что УДК вряд ли будет совершать дальние переходы, то и противолодочная оборона может быть обеспечена имеющимися на вооружении немецкими субмаринами.
Кроме того, Турция — это сейсмоопасный район и такой корабль может пригодиться для эвакуации населения или в качестве мобильного госпиталя.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский говорит, что строительство УДК укладывается в общую неоосманскую стратегию турецкого руководства.
— Анкара, видимо, хочет иметь более длинную руку, дотягивающуюся до тех регионов, которые, как считают турецкие власти, должны быть если не под их контролем, то хотя бы под их влиянием. По сути, речь идет о всей Малой Азии, Черном море и восточной части Средиземного. Универсальные десантные корабли предназначены для решения экспедиционных задач, а Турции в ее нынешних границах для обеспечения военной безопасности на морских и приморских направлениях они не нужны. Хотя, возможно, УДК мог бы пригодиться для обеспечения поддержки группировки в северной части острова Кипра, где находится так называемая Турецкая республика Северного Кипра. Но два УДК в составе флота будет уже перебором, не говоря уже об авианосце.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что в нынешних условиях покупка авианосца или вертолётоносца часто больше политический шаг, чем военный.
— Вот зачем Египет купил «Мистрали»? Какие задачи Каир ставит перед этими кораблями, сказать довольно сложно. Безусловно, в этом шаге больше политики, чем военного смысла. С другой стороны — если Турция сможет построить УДК пусть и по испанскому проекту, то освоив технологии, вполне возможно, турки смогут построить в дальнейшем и авианосец средних размеров. Тем более что место для постройки такого корабля они смогут найти.
Интересен в этом смысле вопрос прохождения Черноморских проливов — когда составлялась Конвенция Монтрё, никто даже не задумывался, что у Турции может быть собственный авианосец. Не исключено, что турки в будущем вообще скажут, что в данном случае на них действие конвенции не распространяется, мол, это наши проливы и разговор закончен.
Справка «СП»
ВМС Турции имеют на вооружении 14 дизельных немецких подводных лодок — восемь новейших типа Preveze (проект 209/1400) и шесть типа Atilay (209/1200). В составе надводного флота 18 фрегатов (среди них переданные американцами и модернизированные типа Oliver Hazard Perry и построенные по лицензии немецкие фрегаты MEKO 200), 8 корветов, 19 ракетных кораблей и катеров, 28 минных тральщиков, 4 десантных корабля и 23 десантных катера, плюс вспомогательный флот — 79 единиц.
Давайте сразу, Храмчихина не читаем. Он в новости есть, его нельзя вырезать.
Я же говорил, не нужен Турции АВ. Не нужен.
Черная зависть к чужим успехам, злоупотребление властью и бюрократизм - это непростая проблема, связанная с характером или стилем работы этого форума, а вопрос идеологический.(с)
Я диванный стратег 92 уровня.