«Железные аргументы» Ричарда Макларена по окончании доклада о допинг-нарушениях в индустрии российского спорта: «У нас было только 57 дней. Мы не успели охватить многие виды спорта и не можем описать полную картину в отношении летних видов. Мы не знаем, как это было сделано, но знаем, как это могло быть сделано»...
Канадский юрист с первых же минут пресс-конференции не оставил никаких сомнений: «Я в высшей степени уверен в своих выводах». Говорил спокойно, неторопливо. О чем? О том, что московская лаборатория покрывала нарушавших допинговые правила российских спортсменов. А сочинская лаборатория скрывала случаи употребления допинга со стороны россиян. Ну а Министерство спорта при поддержке спецслужб контролировало манипуляции с допинг-пробами.
С трибуны фактически вновь прозвучал все тот же Григорий Родченков, после чьего интервью и была создана очередная комиссия. Причем, и это любопытно, конкретика — количество нарушений в Сочи, количество «дутых» медалистов, — которая была у Родченкова, из уст Макларена не прозвучала.
Думаю, вопросов осталось очень много. Сам Макларен говорил о том, что времени у него на расследование было мало, он бы вообще-то еще позанимался этим вопросом, но, ясное дело, Игры впереди, выводы нужны были сейчас. «Почему мы выбрали время для публикации перед Олимпийскими играми? Была бы моя воля, я бы продолжил расследование еще на несколько недель. Но мы понимали, что должны представить отчет перед Играми в Рио».
Докладчик заявил, что система государственного контроля в России была создана после Олимпийских игр 2010 года и существовала до 2014 года. Положительные допинг-пробы превращали в отрицательные под руководством заместителя министра спорта Нагорных, РУСАДА и ФСБ. «О положительных допинг-пробах в каждом виде спорта сообщалось заместителю министра спорта Юрию Нагорных. Он лично решал, чье нарушение скрывать, а кого оставлять без защиты».
Расследование насчитало, что с 2012 по 2015 год в России были скрыты 643 положительных допинг-теста. Легкая атлетика — 139, тяжелая атлетика — 117, неолимпийские виды спорта — 37, паралимпийские виды спорта — 35, борьба — 28, гребля на каноэ — 27, велоспорт — 26, конькобежный спорт — 24, плавание — 18, хоккей — 14, лыжные гонки — 13, футбол, гребля — по 11 случаев, биатлон — 10, бобслей, дзюдо, волейбол — по 8, бокс, гандбол — по 7, тхэквондо — 6, фехтование, триатлон — по 4, современное пятиборье, стрельба — по 3, пляжный волейбол,
керлинг — по 2, баскетбол,
парусный спорт, сноуборд, настольный теннис, водное поло — по 1.
Специально для Игр в Сочи россиянам, как утверждается, потребовался новый способ сокрытия положительных проб — метод замены допинг-проб непосредственно в специальных защищенных бутылках. Макларен утверждает, что нет никаких сомнений: подмена происходила при содействии ФСБ. Сотрудники ФСБ попадали в лабораторию Сочи под видом инженеров-коммунальщиков. Но вот точный метод, использованный ФСБ для вскрытия допинг-проб, неизвестен. Макларен заявил, что в результате работы его комиссии удалось установить личности трех сотрудников спецслужб, которые имели доступ в лаборатории в Сочи.
Докладчик пересказал уже озвученные ранее слова Григория Родченкова о том, что биоматериал, собранный до Игр, во время чистоты спортсмена от допинга, передавался через дыру в лабораторной стене. После чего в него добавляли соль для повторения физических и химических свойств оригинальных образцов. Макларен утверждает, что доказательства фальсификаций присутствовали во всех проверенных образцах, в них обнаружен необычно высокий уровень соли. Правда, сколько их было, не озвучивает.
Взлом бутылок осуществлялся при содействии ФСБ, есть доказательства фальсификации на внутренней стороне крышки банок для допинг-контроля — опять-таки во всех проверенных образцах.
Журналисты поинтересовались, стоит ли так уж верить Родченкову: почти все выводы основываются на данных, предоставленных именно им, но ведь сам Родченков находится под следствием в России?
Ответ был таков: «В контексте тех задач, которые стояли перед нашей комиссией, я уверен в правдивости его утверждений. Мне не нужно было анализировать всю его жизнь, хотя я, конечно, знаю о следствии».
Ричард Макларен подчеркнул, что министр спорта Виталий Мутко не мог не знать обо всех махинациях с допинг-пробами во время Олимпиады-2014 в Сочи.
Доклад утверждает, что система использования допинга в российском спорте работала в 2013 году на чемпионате мира по легкой атлетике в Москве, а также в Казани во время Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта.
Отвечая на вопросы, Ричард Макларен сказал, что Независимая комиссия ВАДА не выявила активной роли Олимпийского комитета России в махинациях с пробами.
Макларен не стал называть имена конкретных спортсменов. И заявил, что никакой утечки доклада не было. «Что касается «чистых» спортсменов — это неудачное стечение обстоятельств. Многим атлетам приходится страдать от системы. Мне жаль действительно «чистых» спортсменов. Думаю, они будут разочарованы тем, что открылось в ходе расследования, не меньше, чем мы все».
Осталось все же понять: открылось ли что-то в ходе расследования?
P.S. Цитата дня. Дмитрий Свищев, председатель Комитета Государственной думы РФ по физической культуре, спорту и молодежной политике: «Все, что мы сегодня услышали из уст докладчиков, — сплошная клевета и болтология. Добавить больше нечего...».
P.S.S.Президент России Владимир Путин
назвал опасным рецидивом вмешательство политики в спорт, сообщает пресс-служба Кремля.
"Да, формы такого вмешательства изменились, но суть – прежняя: сделать спорт инструментом геополитического давления, формирования негативного образа стран и народов", — заявил глава государства.
По мнению российского президента, олимпийское движение, которое играет "колоссальную объединяющую роль для человечества", вновь может оказаться на грани раскола.
"События последнего времени, непростая атмосфера, складывающаяся вокруг международного спорта и Олимпийского движения, невольно вызывают аналогию с началом 80-х годов прошлого века", — добавил он, подчеркнув, что тогда "людям поломали жизнь", сделав их "заложниками политического противостояния".
Путин отметил, что Россия разделяет ценности олимпизма и открыта для сотрудничества. По его словам, Россия искореняет допинг, совершенствуя законы, работая с международными организациями и МОК, строго выполняя свои обязательства.