Если дело и дальше так пойдёт, то закончится всё это большим Пиф-Пафом на Ближнем востоке, где Саудовская Аравия точно погибает, - вместе со всеми остальными ближневосточными арабскими династиями. Арабская улица как и турки с персами просто не дадут развернуться такому проекту как «Великий Курдистан»
Израиль и Саудовская Аравия выстраивают региональный альянс против Ирана за счет ТурцииАнвар Эшки (слева) и Дори Гольд
Межгосударственные конфигурации на Ближнем Востоке претерпевают тектонические сдвиги. Ещё несколько лет назад, например, о сотрудничестве Израиля и Саудовской Аравии не могло быть и речи. Между тем, на нынешнем этапе Тель-Авив и Эр-Рияд стали инициаторами беспрецедентного сближения, результатом которого может стать формирование антииранского альянса.
Большей частью израильские и саудовские власти двигаются по пути координации действий для сдерживания «иранской угрозы» в скрытом от широкой общественности режиме. Но общение военных и разведывательных служб двух стран приняло настолько интенсивный характер, что гриф секретности постепенно сдаёт свои позиции.
Скрытый текст
В привлечении на свою сторону крупнейшей арабской монархии особенно заинтересован Израиль. Предыдущая ставка на Турцию в качестве противовеса Ирану среди ведущих мусульманских держав Ближневосточного региона обернулась для израильтян большим разочарованием. Анкара патологически опасается вступления в конфронтацию с Тегераном, хотя для этого существовала и продолжает оставаться масса поводов, к примеру, в Сирии. Напротив, не в пример Турции, Саудовская Аравия демонстрирует решительность в деле недопущения шиитской экспансии в ряде арабских стран, чем снискала самое пристальное внимание Израиля.
Недавно в Израиле побывала делегация из Саудовской Аравии, возглавляемая генералом саудовской армии в отставке Анваром Эшки. Это не стало особой сенсацией, учитывая серию уже состоявшихся контактов двух стран по различным вопросам ближневосточной повестки. Но представители Саудовской Аравии, пусть и на неофициальном уровне экспертов и бизнесменов, впервые в публичном режиме прибыли в Израиль обменяться мнениями.
Как стало известно израильской газете Haaretz, в состав делегации вошли представители академических и предпринимательских кругов Саудовской Аравии. В ходе визита делегация встретилась в Иерусалиме с генеральным директором МИД Израиля Дори Гольдом, координатором операций Армии обороны Израиля в Иудее и Самарии (Западный берег Иордана) генерал-майором Йоавом Мордехаем, а также с группой депутатов Кнессета от оппозиции.
Официальная цель визита — продвижение арабской мирной инициативы в урегулировании палестино-израильского конфликта. При этом, как пишет Haaretz, хотя саудовская делегация не имела официального статуса, очевидно, что подобный визит не мог состояться без санкции властей Королевства.
Дори Гольд встречался с Анваром Эшки летом 2015 года в США, впритык к тому времени, когда заключение соглашения мировых держав с Ираном по его ядерной программе вышло на финишную прямую. Это и многое другое наводит на мысль, что палестинская тема важна для Тель-Авива и Эр-Рияда для нахождения неких точек сближения. Но Иран куда актуальнее для двух ближневосточных столиц, имеющих с ним свои особые счёты.
Открытый между Израилем и Саудовской Аравией канал консультаций не сводится только к услугам генерала-политолога Анвара Эшки. Ранее он занимал высокопоставленные посты в армии и в МИД Королевства, а в настоящее время руководит расположенным в саудовской Джидде Ближневосточным центром стратегических исследований. Одно время Эшки находился в ранге советника бывшего главы саудовской Службы общей разведки Бандара бин Султана, что указывает на его информированность и знакомство с «фактурой» деятельности самых закрытых госструктур крупнейшей арабской монархии. Впрочем, с помощью данного «ответвления» в общем русле диалога Еврейского государства с Королевством удаётся достичь дозированной, но публичности ведущихся переговоров. Тем самым Тегеран о многом предупреждается израильтянами и саудовцами, а также Вашингтону посылается сигнал о готовности двух главных геополитических врагов Ирана решать свои проблемы без обращения за помощью к США.
В президенство Барака Обамы американская администрация самоустранилась от решения отдельных насущных проблем на пространстве от Синайского полуострова до Персидского залива. Снижение активности США для Израиля и Саудовской Аравии особо ощутимо в вопросе «сдерживания Ирана». Ядерной сделкой с Тегераном американцы посчитали иранцев «умиротворёнными» на годы вперёд, с чем в корне не согласны израильтяне и саудовцы. Поэтому они резонно сочли необходимым для себя вовремя наметить очертания перспективного регионального альянса, и намекнуть США, что, если они хотят уйти, то никто не будет их упрашивать остаться.
Субъектный круг нового ближневосточного альянса в целом определился. Это Израиль, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Его содержательная сторона и заточенность под главную геополитическую цель также вполне очевидны — не допустить усиления шиитского полюса силы в регионе. При этом вовсе необязательна институциональная оформленность альянса. Он будет «союзом по умолчанию», без громких учредительных деклараций и тому подобных излишеств, когда речь идёт о военно-политическом сотрудничестве Израиля с ключевыми игроками Арабского мира.
Разделение труда в рамках нового объединения просматривается достаточно чётко. Аравийцы заинтересованы в задействовании на антииранском треке силовых потенциалов Египта и Израиля. У египтян одни из сильнейших вооружённых сил региона, у них сравнительно мощный надводный флот, который может поставить заслон иранским ВМС в акватории Красного моря. Израильтяне располагают не только высокомобильной армией с сокрушающей огневой мощью. Один только подводный флот ВМС Израиля способен решать такие задачи по сдерживанию Ирана, которые на десятилетия вперёд непосильны для всех арабских стран региона вместе взятых. В арсенале еврейского государства лучшие спецслужбы на Ближнем Востоке, одна из наиболее разветвлённых сетей сбора информации, в том числе и с опорой на агентурную разведку. Израиль сохраняет крепкие позиции в вашингтонских коридорах власти, влияние на умы и настроения американских конгрессменов и функционеров в администрации президента США, что также представляет для арабских монархий большой интерес. Эксперты отмечают: сближение с Израилем в сфере безопасности интересно Саудовской Аравии ввиду того, что претенденты на пост президента США — Хиллари Клинтон и Дональд Трамп — включили в свои предвыборные программы в качестве приоритета активное сотрудничество с еврейским государством.
Всё это и многое другое дорого стоит для саудовцев и их ближайших союзников в Заливе. Израильтян и египтян, в свою очередь, прельщает сохраняющийся политический вес семьи Аль-Сауд в арабском мире, заметно иссякшие, но остающиеся внушительными валютные резервы Эр-Рияда, Дубая и Абу-Даби. И, конечно, огромные запасы аравийской нефти, от которой зависит благополучие египетской экономики, а в дальнейшем, возможно, и стабильность израильского энергорынка.
Предыдущая ставка арабов на Турцию явно не сработала, ибо ближневосточный член НАТО столкнулся с внутренними проблемами, причём, напрямую затрагивающими армию и все силовые ведомства этой страны. Отношения Анкары и Эр-Рияда подпорчены неудавшейся попыткой военного переворота в Турции, за которым некоторые турецкие круги расположены видеть тень Королевства. Помимо прочего, президент Реджеп Тайип Эрдоган наотрез отказался приносить в жертву отношения Турции с Ираном, примкнуть к израильско-саудовскому курсу на жёсткое противостояние Тегерану.
Стимулы углубления связей в рамках назревающего «альянса по умолчанию» Израиль — Египет — Саудовская Аравия — ОАЭ особенно рельефно представлены в военно-политической сфере. Здесь можно ожидать весьма неожиданных решений, о которых посвящённые ближневосточные издания стали говорить в полголоса.
У Израиля нет точек военного базирования за пределами своей территории. Тель-Авив многое бы мог предложить своим потенциальным арабским союзникам, если они посодействовали ему в обретении такой точки, желательно, поближе к иранским границам. Думается, не случайно практически параллельно визиту генерала-политолога Анвара Эшки в Израиль появились примечательные информационные вбросы. По данным арабских СМИ, недавно в столице Иордании прошла встреча израильского посла в этой стране со своим саудовским коллегой. Главная тема обмена мнений с привлечением иорданского канала сношений — обстановка в Йемене. Саудовский посол заявил, что война на истощение в Йемене изменила стратегию Королевства, и оно готово «использовать опыт Израиля». Глава израильской дипмиссии в Аммане в ответ заверил собеседника в готовности Тель-Авива к военному сотрудничеству с Эр-Риядом в Йемене, но это сотрудничество может зависеть от предоставления Израилю авиабазы под йеменским городом Таиз на побережье Красного моря.
---
Также далеко не случайными выглядят заявления того же Эшки, кстати, озвученные примерно в то время, когда «ядерная сделка» мировых держав с Ираном стала реальностью, о целесообразности создания независимого Курдистана. Более того, близкий к властям саудовский исследователь ставит вопрос о появлении «Великого Курдистана» в расширенных границах, которые бы охватывали весь ареал компактного расселения курдского народа.
На состоявшейся в июне 2015 года в Вашингтоне конференции, организатором которой стал американский аналитический центр Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Эшки упомянул именно «Великий Курдистан». Он представил участникам конференции «план будущего Ближнего Востока». Утверждение данного плана, по его словам, зависит от того, будет ли создан «Великий Курдистан», и будет ли достигнут мир с Израилем.
Курдистан в расширенных границах видится на территориях Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Исторический Курдистан — это обширная территория, разделённая между четырьмя указанными странами, и не имеющая определённых естественных (природных) границ, подчеркнул Эшки. В регионе есть стремление достичь мира между арабскими государствами и Израилем. И, если возможно, создать «Великий Курдистан», чтобы ограничить иранские, иракские, сирийские и турецкие амбиции на Ближнем Востоке. «Великий Курдистан» может охватить одну треть земель каждой из этих стран, предположил саудовский эксперт.
При таком «плане будущего Ближнего Востока» интересы Турции могут пострадать, возможно, больше других государств региона, имеющих на своей территории национальные очаги курдского народа. Но разве это остановит израильтян и саудовцев, когда на кону близкое к окончательному решение вопроса системного ослабления «шиитской оси» в лице Ирана, Ирака и Сирии? Анкаре придётся смириться с неизбежностью «Великого Курдистана». Иначе её будут захлёстывать повторяющиеся с завидной периодичностью волны военных переворотов и других внутренних турбулентных течений.
У Израиля и ведущих игроков арабского мира появляется всё больше общих врагов и неуклонно сужается поле предыдущих разногласий принципиального характера. Взаимная враждебность к Ирану, Сирии, ливанскому движению «Хизбалла», йеменским повстанцам-шиитам, организации «Братья-мусульмане» перевешивает сохраняющееся расхождение позиций в палестинском вопросе. И те, и другие открыты к интенсивному диалогу, на выходе которого в Ближневосточном регионе может появиться антииранский «альянс четырёх».
Ближневосточная редакция EADaily
https://www.youtube.com/watch?v=d4yHZPH6NU0