Суэцкий ключСо времён Британской империи Каир считался ключом ко всему Ближнему Востоку. В соседних с Египтом странах все революции, национализации и перевороты последних 150 лет были напрямую связаны с нефтяными концессиями. В стране фараонов главным политическим драйвером всегда были не концессии, а великий нефтяной путь – Суэцкий канал, жемчужина Британской империи и основа её торгового господства.
С момента открытия Суэцкого канала в 1869 году его история удивительным образом оказалась связана напрямую с русской нефтью. Точнее, с конкуренцией за рынки Азии между «Стандарт Ойл» и русской нефтью. На тот момент «Стандарт Ойл» контролировала весь мировой рынок керосина. Даже на российском рынке, несмотря на собственные богатейшие запасы нефти в Баку, доля американского керосина составляла 80 %.
Причиной этому была вся предыдущая политика Британской империи, направленная на изоляцию России, лишение её прямых выходов к мировым торговым путям. Путь русского керосина в Европу проходил от Баку по Волге до Нижнего Новгорода и далее в Санкт-Петербург. В результате фрахт от Нью-Йорка до Кронштадта стоил 25-30 копеек за пуд, а доставка из Баку в Нижний Новгород обходилась в 35 копеек.
При этом всего в 400 милях от Баку плескалось Чёрное море, открывавшее выход к мировым торговым путям и Дунаю, главной транспортной артерии Европы. Россия была лишена возможности иметь свой порт в Закавказье. В черноморских проливах и устье Дуная царила Блистательная Порта, доминирующий статус которой был закреплён итогами Крымской войны (1853-1856) и гарантиями Франция и Англия.
Русский выходС выходом на мировой рынок нефти ситуация кардинально изменилась. Обязательное условие господства Британской империи на мировом рынке в виде блокады Российской империи превратилось в инструмент установления монополии «Стандарт Ойл». Англия и континентальная Европа оказались зажатыми в тисках американской монополии.
Именно в этот момент просвещённая Европа внезапно озаботилась проблемами угнетения болгарских христиан турками. «Гуманитарная катастрофа» на Балканах вынудила Англию и Францию отказаться от гарантий итогов Крымской войны. Свободы православных от мусульманского ига требовали лучшие умы Европы: Чарльз Дарвин, Оскар Уайлд, Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди.
В 1877 году началась очередная Русско-турецкая война (освободительная). Англия поддержала её, но с условием: на Балканах не будет создано крупное православное государство. От мусульман освободили только «тех православных, которые какие надо православные». Автономию получила всего лишь часть Болгарии.
А Россия получила контроль над устьем Дуная и закавказский порт Батум. Сразу же после подписания русско-турецкого мирного договора началось строительство Закавказской железной дороги (Баку – Батум). Инвестором выступил банкирский дом Ротшильдов в обмен на право льготного владения нефтяными промыслами в Баку.
В 1883 году дорога была запущена в строй, а экспорт керосина из России вырос за последующие семь лет с 25 тыс. до 620 тыс. т (в 25 раз). Монополию «Стандарт Ойл» разрушили в рекордные сроки. Российский керосин стал обеспечивать 70% потребностей европейских потребителей, большую часть поставок осуществлял дом Ротшильдов.
Просто бизнесПосле вытеснения «Стандарт Ойл» из Европы столкновение за быстро растущие рынки Восточной Азии стало лишь вопросом времени. Исход этого столкновения напрямую зависел от Суэцкого канала. Путь от Филадельфии до Сингапура мимо мыса Доброй надежды составлял 15 тыс. миль, а от Батума через Суэц – 11,5 тыс. миль.
За два года до начала русско-турецкой освободительной войны Англия вынудила правителя Египта Исмаил Пашу продать свою часть акций Суэцкого канала Лондону и разделила с Францией права на его управление. А за год до окончания строительства дороги Баку – Батум Англия оккупирует Египет и берёт Суэцкий канал под свой контроль, вытеснив Францию.
Покупку акций Суэцкого канала финансировала английская ветвь семейства Ротшильдов, а 60% экспорта русского керосина контролировали французские Ротшильды. Все условия для стремительной атаки на позиции «Стандарт Ойл» в Азии были налицо.
Контрагентом банкирского дома Ротшильдов на переговорах с правительством Англии по нефтяному трафику через Суэцкий канал был выбран выходец из Ист-Энда торговец Маркус Самуэль, который в наследство от отца получил небольшую фирму «Шелл». Фирма торговала мелкими поделками из ракушек, но имела хорошо налаженные связи в Калькутте, Сингапуре, Гонконге, Бангкоке, Маниле и других уголках Азии.
В 1890 году Маркус Самуэль приезжает в Баку, а далее в турне по азиатским странам, где запускает строительство нескольких нефтяных резервуаров. По возвращению в Англию он размещает на шотландских верфях заказ на строительство океанических танкеров.
Танкеры ещё находились на стапелях, Англия ещё не выдала разрешение на проводку танкеров по Суэцкому каналу, а Самуэль уже заключил с Ротшильдами девятилетний контракт (до 1900 года), получив исключительное право на продажу русского керосина к востоку от Суэца.
«Стандарт Ойл» пыталась разрушить эти планы и наняла самую известную на тот момент в Лондоне адвокатскую фирму «Рассел и Арнхольц», развернувшую мощную лоббистскую атаку. В качестве доводов использовался традиционный аргумент – «русская угроза». Адвокаты письмом предупредили правительство Англии, что если сегодня разрешат проводить танкеры через Суэц британским торговцам, то завтра этого права смогут добиться русские компании. Русские офицеры и матросы получат возможность «заблокировать навигацию в канале» и «нарушить судоходство по нему».
Видимо, адвокаты не знали об эксклюзивном контракте Маркуса Самуэля с Ротшильдами. Знал ли о нем министр иностранных дел Британии, неизвестно, но позиция его была принципиальна: проход британских танкеров через канал отвечает интересам Англии. Вскоре администрация Суэцкого канала выдала разрешение на их проводку.
Проделано всё было с потрясающей для английской бюрократии скоростью. 23 августа 1892 года (через год после заключения контракта с Ротшильдами) первый танкер Самуэля «Мюрекс» прошел по Суэцкому каналу с грузом в 4000 тонн бакинского керосина. А в следующем году Самуэль спустил на воду ещё 10 судов. Долгое время доля Маркуса Самуэля в транспортируемом по Суэцкому каналу керосине не опускалась ниже 90 %. И это был русский керосин.
Большую нефтяную игру сломала попытка России стать самостоятельным игроком с помощью строительства
Транссиба. Закончилась эта попытка русско-японской войной и разгромом бакинских промыслов. Но игра на этом не закончилась.
Реверс ХХ векаПосле египетской революции (1952) и национализации Суэцкого канала (1956) Британия при поддержке Франции и Израиля попыталась вернуть себе контроль над Суэцом военным путём. Прекращению войны способствовали совместные усилия СССР и США, которые рассчитывала на установление своего контроля над каналом.
Абдель Насер сделал ставку на СССР, но в 1967 году в результате шестидневной арабо-израильской войны (на этот раз при поддержке США) канал был заблокирован войсками Израиля. Каждый год простоя канала приносил Египту убытки в 4-5 млрд. долларов, полновесных, обеспеченных золотом, долларов.
После смерти в 1970 году Насера и прихода к власти Анвара Садата Египет был вынужден изменить свои приоритеты с Советского Союза на Соединённые Штаты. В 1972 году Садат высылает из Египта всех советских специалистов и закрывает военную базу в Сиди-Баррани, а через два года Израиль отводит свои войска и начинается восстановление Суэцкого канала.
С этого момента коньюктура нефтяного рынка меняется кардинальным образом. США отказываются от золотого стандарта доллара, ограничивают внутреннюю добычу и превращаются из экспортёра в главного импортёра нефти. Суэцкий канал как нефтяной путь работает уже в обратном (реверсном) направлении – на поставки сырья в Европу и США, а контроль над ним становится для Вашингтона стратегической задачей.
***