– Мы приехали сюда с миссией, поскольку одна из наших членских организаций – Конфедерация независимых профсоюзов Республики Казахстан (КНПРК) находится под репрессией, более того, двух человек даже арестовали. (Речь идёт о принудительной ликвидации КНПРК и ряда входящих в неё профсоюзов, а также арестах заместителя председателя КНПРК Нурбека Кушакбаева и лидера профсоюза нефтесервисной компании Oil Construction Company (членская организация КНПРК) Амина Елеусинова. – Авт.). Мы здесь, чтобы рассказать вашему Правительству, что если продолжится данный курс, то возможны некоторые последствия. У Казахстана действуют торговые соглашения с Европейским союзом, с США, и эти соглашения достаточно позитивно сказываются на экспорте и торговле Казахстана. Я представляю организацию, которая насчитывает 183 миллиона членов в более чем 160 странах. У нас есть определённое влияние на международной арене. И у нас есть консультативный статус во всех международных органах, а также к нам обращаются правительства некоторых стран по вопросу соблюдения международных прав и основных стандартов. И тот факт, что Казахстан репрессирует одну из наших членских организаций, нарушая тем самым право на свободу объединения, которое является основным международным трудовым стандартом, грозит тем, что Казахстан рискует потерять те преференции, которые у него есть на международной арене. И в ходе наших встреч с представителями Генеральной прокуратуры, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и Министерства труда Казахстана мы попытались разъяснить, что такими действиями они рискуют очень многим. Если это не изменится, мы будем вынуждены начать большую международную кампанию. Мы привлечём внимание к Казахстану как к стране, которая не соблюдает международные трудовые стандарты. И, естественно, это будет иметь большие финансовые последствия, и репутация Казахстана будет под угрозой.
– Во время своих встреч вы уже получили какие-то предварительные ответы?
– Естественно, было понятно, что ситуация некомфортна для них, я думаю, что им нужно время, чтобы подумать. Явно отслеживаются противоречия между Министерством иностранных дел, которое заботится о международной репутации страны и работает на международной арене и Министерством юстиции, которое работает в своих рамках. Таким образом, у меня два впечатления. Первое – что координация согласования действий между министерствами не очень хорошо выстроена. Второе – то, что высшее руководство страны, возможно, не в курсе того, что происходит на более низком уровне. Моя миссия состояла в том, чтобы объяснить, какие последствия для Казахстана может иметь подобный подход и подобная политика, также дать шанс исправить ситуацию. Когда я спросил представителя прокуратуры, в чём обвиняют человека, там была достаточно длинная история, единственным поводом всей этой истории стало задержание при аресте. Это странно. Я вас арестовываю, потому что при попытке ареста вы оказываете сопротивление. Я не знаю страны в мире, где это бы рассматривалось как преступление. И это заставляет меня беспокоиться о ситуации здесь. На местном уровне власти действуют в направлении закрытия ртов активистам, что не соответствует международным стандартам. Если высшее руководство страны формулирует амбиции – войти в 30 самых развитых стран, то это возможно только при полном безоговорочном соблюдении всех международных стандартов. Власти страны должны видеть баланс между экономическим развитием и экономическими стандартами и социальным миром, социальным благополучием в стране. И социальный мир может быть достигнут только путём переговоров и дискуссий, а не арестами людей и заявлениями, что независимые профсоюзы являются нелегальными.
– Если говорить о последствиях: о каких суммах идёт речь и какие крупные компании могут пострадать?
- Я не могу сказать, какие конкретно компании, но речь идёт о сотнях миллионов долларов. Если говорить о системе льгот, то Казахстан как экспортирующая страна имеет достаточно хорошие преференции в налогообложении, и они могут исчезнуть при развитии неблагоприятных событий. Экономические риски очень высоки, и нам непонятно, почему власти это игнорируют. Естественно, также будет нанесён достаточно существенный ущерб репутации. И всё это из-за того, что существование совсем небольшого профсоюза оказалось невозможным и были арестованы нормальные люди. И ошибочно думать, что единственно правильная реальность – это та, которая существует внутри Казахстана. На самом деле международная глобальная реальность выглядит совсем по-другому.
– Давайте поговорим об арестах. Вы требуете, чтобы активистов профсоюзных движений отпустили. Но, к примеру, в случае с Амином Елеусиновым речь идёт об уголовной статье - хищение денежных средств. Может, стоит дождаться завершения расследования и решения суда, а потом уже выдвигать требования?
– Я работаю с профсоюзами по всему миру. Этого человека обвиняют в том, что он растратил профсоюзные средства не на профсоюзные цели. Обычно профсоюз действует в рамках устава, в уставе прописан внутренний аудит и внешний аудит, финансовая отчётность посылается в том числе и в МКП. Такое не могло произойти в профсоюзе без того, чтобы аудиторские комиссии не знали о растрате. Если бы подобное случилось, то тогда профсоюз принял бы свои внутренние меры. К примеру, если ваш сын возьмёт ваши деньги, вы же внутри семьи его накажете, а не позвоните в прокуратуру. Я не знаю, была ли растрата и что случилось с деньгами, но если даже это и было, то профсоюзное движение находит способы и меры разрешить эти вопросы внутри. У меня есть ощущение, что здесь дело совсем не в преступлении, а в закрытии организации.
– Лидеров профсоюзов арестовывали и в России, и даже в Европе. Каковы были ваши действия? Вы точно так же выдвигали некие требования местным правительствам?
- Мы всегда выступаем против ареста лидеров профсоюзов. К сожалению, были случаи, когда профсоюзных лидеров даже убивали. Мы боремся вместе с членскими организациями в 160 странах мира, чтобы прекратить эту несправедливость. Мы всегда ищем инструменты, которые будут наиболее подходить к каждой конкретной ситуации. Естественно, мы начинаем всегда с того, что разговариваем с властями, которые несут ответственность за своих граждан. Информирование общественности для нас также является важным инструментом. У нас нет армии и оружия, мы должны разговаривать за столом переговоров. Естественно, у нас есть юридические инструменты и международные инструменты, такие как Международная организация труда, которая является специализированным агентством при ООН. И эта организация имеет мандат не только на принятие международных стандартов, но также несёт ответственность за мониторинг и исполнение странами ратифицированных стандартов. Именно поэтому Казахстан оказался на повестке дня на Международной конференции труда в 2016 году, поскольку ваш закон о профсоюзах не соответствует одной из конвенций этой организации. Ваша страна вынуждена поменять закон о профсоюзах, Министерство труда Казахстана как раз сейчас работает над этим вопросом. Один из моих коллег – представитель профсоюзов в Грузии под репрессиями находился много-много лет. Когда мы предупредили правительство, что есть риск потерять торговые преференции, то оно было вынуждено сделать свой выбор. И теперь профсоюз Грузии – уважаемый социальный партнёр. То, что делает ваше правительство, это не только противоречит международным стандартам, но и не совсем понятно, как это будет положительно влиять на ситуацию внутри страны. Потому что когда говорится, что профсоюз станет нелегальным, люди фактически выталкиваются из-за стола переговоров на улицы. Конечно, мы были бы рады, если бы мы стали не нужны, но это, к сожалению, не так. И каждый год мы печатаем толстую брошюру о нарушении прав профсоюзов во всём мире. И очень обидно, что Казахстан прогрессирует в этом рейтинге и скоро войдёт в десятку или даже пятёрку стран, где права трудящихся нарушаются. Он встанет рядом с такими странами, как Гватемала, Филиппины, Колумбия, Зимбабве. До настоящего случая Казахстан был уважаемой страной в плане прав трудящихся, потому что обе наши членские организации были признаны. Но ситуация изменилась. Мы не сборище каких-то людей, которые только создают проблемы и угрозы, мы серьёзно относимся к стандартам. Мы направили также сообщение Президенту вашей страны, реакции пока не было. Международная организация труда раз в год проводит большую конференцию и два раза в год – совет. В прошлом году Казахстан там засветился своими законами о профсоюзах, в этом году мы привлечём внимание к Казахстану как к стране, которая нарушает право трудящихся на свободу объединений.
– Сколько времени вы будете ждать реакции нашего Правительства на ваш визит?
– Мы обычно даём одну-две недели для реагирования. В течение двух недель мы можем организовать акции протеста по всему миру. Мы готовы провести демонстрации перед посольствами Казахстана более чем в 100 странах. И это будет широко освещаться в прессе.
https://informburo.k…-miru.html