Во-первых, 17 февраля лидер повстанцев из провинции Белуджистан в Пакистане, который на протяжении последних 18 лет проживал в изгнании в Москве, перешел на сторону противника. Доктор Джумма Марри Балач в течение многих лет является одним из лидеров движения за отделение западной провинции Белуджистан от Пакистана. Согласно сообщениям, он является автором флага сепаратистского движения «Свободный Белуджистан». В недавнем интервью для российских СМИ он обвинил Индию в том, что она узурпировала его освободительное движение. Поскольку эта драма развернулась в Москве, вполне логично задаться вопросом, было ли это не слишком завуалированным сигналом Нью-Дели о способности России поставить Индию в неловкое положение, если возникнет такая необходимость.
Неделю спустя министр иностранных дел России Сергей Лавров приветствовал в Москве своего пакистанского коллегу Хаваджу Асифа, прибывшего с 4-дневным визитом. Москва заявила, что готова оказать помощь Пакистану в укреплении ее потенциала в области борьбы с терроризмом. Это можно считать эвфемизмом, за которым скрывается предоставление оружия Исламабаду.
Ни одно из этих двух событий не встретило, разумеется, позитивной реакции в Нью-Дели. Учитывая, что первое из них невозможно отменить, возникает вопрос, что могло так не понравиться Москве, что она пошла на этот шаг.
Рост влияния Китая наряду с экономической атрофией в самой России, привел к перестройке отношений между Москвой и Нью-Дели. Более слабая Россия стремилась к сближению с богатым Китаем. Фактически, после того как Запад наложил экономические санкции на Россию, альянс с Китаем оставался единственным направлением, по которому могла пойти Москва. В то время как Россия переживала пик партнерских отношений с Китаем, Индия двигалась в обратном направлении.
Мощная экономическая, дипломатическая и военная поддержка, оказываемая Китаем Пакистану, является болезненным раздражителем для Индии. Дело в том, что Индия и Китай также имеют протяженную и спорную границу в Гималаях. Противостояние в пограничном регионе прошлым летом угрожало перерасти в вооруженное столкновение, но этот катастрофический сценарий был предотвращен. Тем не менее, враждебная риторика Пекина рассматривается как признак растущей агрессивности, особенно на фоне вновь обретенного экономического и дипломатического веса Китая в мире.
Сложив два и два, Нью-Дели может обоснованно усомниться в том, что Россия придет к ней на помощь в случае возникновения серьезных проблем с северо-восточным соседом. Растущая мощь Китая и зависимость России от богатого партнера означают, что у Москвы, возможно, не окажется ни желания ни возможности помогать Индии в будущем.
Чтобы разорвать предполагаемое китайско-пакистанское окружение, Нью-Дели был рад обрести других союзников. Индия сформировала отличные связи с Японией и несколько сблизилась в рамках стратегической конвергенции с Соединенными Штатами. А недавно к трем этим странам присоединилась
Австралия, образовав широко обсуждаемый альянс, тихоокеанскую четверку.
Индия и Россия, к их чести, пытались увеличить объем двусторонней торговли на протяжении двух последних десятилетий, однако, достигли лишь частичного успеха. Одностороннее перемещение вооружений по-прежнему является основным компонентом их экономического сотрудничества. Индия является крупнейшим в мире рынком оружия, а Россия традиционно входит в число крупнейших экспортеров. В последнее время Индия все чаще обращается за вооружениями к Соединенным Штатам и Израилю, чем серьезно огорчает Москву.
Новое поколение лидеров в Индии осознает ее сильные стороны и хочет диктовать условия игры. Тот факт, что стремительно развивающаяся экономика Индии уже вдвое превышает по объему российскую, разумеется, не ускользает от их внимания. Кроме того, бурное развитие частных СМИ в последние десятилетия, привело к тому, что каждой оборонной сделке правительства уделяется пристальное и настойчивое внимание.
В последнее время яблоком раздора между Индией и Россией стала история с совместной разработкой истребителя пятого поколения. Поначалу согласившись совместно разрабатывать и строить этот самолет будущего, Нью-Дели уже начинает сомневаться в своем решении. Жалобы варьируются от неадекватного механизма разделения труда до отсутствия передачи технологий. Утверждается, что у самолета отсутствуют стелс-характеристики, в то время как двигателю, возможно, не хватает тяги. ВВС Индии настроены против этого проекта, который представляется им слишком дорогостоящим.
К большому удивлению и гневу Москвы, ВВС Индии предложили провести секретный брифинг по вопросу о приобретении истребителя F-35 у компании-производителя Lockheed Martin. Этот вопрос, безусловно, вполне закономерен. Но с другой стороны, индийские летчики хотят знать, почему они должны платить за самолет, на котором российские ВКС сами не хотят летать.
Чтобы убедить индийцев в жизнеспособности этой программы, российское Министерство обороны заказало 12 таких самолетов 8 февраля. Оно также развернуло их в Сирии с целью опровергнуть то, что писали о новом истребителе средства массовой информации. Передовые самолеты в Сирии не нужны, поскольку главная роль Российских ВКС состоит в нанесении бомбовых ударов по повстанцам, но Москва здесь пошла по стопам западных производителей. И Rafale и Eurofighter применялись в Сирии и Ливии, несмотря на то, что в них не было нужды в условиях бомбежек при отсутствии противника в воздухе. Однако представители ВВС Индии не изменили своего мнения о новых истребителях, заявив, что они слишком похожи на Су-30, которые Индия уже имеет в своем арсенале.
Тогда Россия пригрозила пойти навстречу другому партнеру, коль скоро Индия не может решиться на долгосрочный контракт по созданию истребителя пятого поколения. Похоже, что предложение пакистанскому министру иностранных дел последовало сразу после утечки информации о желании ВВС Индии поближе познакомиться с американским F-35.
Индия получила колоссальные преимущества за счет своей дружбы с Россией. Стратегические проекты, такие как крылатая ракета «Брахмос» и атомные подводные лодки, оказались успешными главным образом благодаря помощи России. Близорукая политика может в конце концов поставить под угрозу обороноспособность Индии и усилить ее зависимость от Запада, который, возможно, еще менее склонен делиться своими передовыми технологиями.
С другой стороны, ослабление партнерских связей с Россией может еще более подтолкнуть Индию к Западу, с которым она в последнее время согласует свою стратегию. Возможно, Москве также следует понять, что индийское правительство ограничено в своих возможностях навязать тот или иной продукт своим военно-воздушным силам. Индия не смогла продать собственной армии или ВВС даже отечественную продукцию. Поэтому, маловероятно, что ей удалось бы достичь такого результата с российскими вооружениями.
Кроме того, Индия продолжает оставаться крупным рынком сбыта для российской военной индустрии. Нью-Дели пока весьма далек от способности обеспечить спрос на военную технику и вооружения за счет отечественного производства и на протяжении ближайших десятилетий будет по-прежнему зависеть от иностранных производителей. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в период с 2012 по 2016 год на Россию приходилось 68 процентов индийского импорта вооружений. При этом доля Соединенных Штатов в те же годы составляла 14 процентов, а Израиля – 8 процентов. Это означает, что Россия сохраняет свое доминирующее положение на индийском рынке вооружений, несмотря на то, что несколько важных контрактов, возможно, достанутся конкурентам.
Если Китай сократит объем импорта российского оружия, потеря индийского рынка еще больше навредит российской военной индустрии. Даже если Москве удастся заменить Индию Пакистаном, маловероятно, что Исламабад будет покупать российское оружие в таком же количестве, как Индия, просто в силу значительно меньших размеров своей экономики.
В геостратегическом аспекте, раскол между Россией и Индией ужесточит конкуренцию и ухудшит положение обеих стран. Давление Трампа на Пакистан, в то время как Россия принимает его с распростертыми объятиями, также может привести к изменению его перспектив. Хотя Индия в результате может оказаться оттесненной от Центральной Азии, Россия также в конечном итоге станет еще более зависимой от Китая. Таким образом, трудно сказать, какая из двух стран окажется в худшем положении.
http://mixednews.ru/archives/130359