24.04.2018 01:08Москва, 24 апреля - "Вести.Экономика"
Каждый день сотни людей в попытках купить валюту отправляются на оживленную улицу Фердоуси в Тегеране и видят, что многие обменные пункты закрылись, отключили свои индикаторы валютных курсов или вывесили объявление: «У нас нет долларов США для продажи».Сейчас здесь
царит общенациональная паника, вызванная падением иранского риала, вялой экономикой и опасениями в том, что США возобновят калечащие санкции в отношении Исламской республики.Учитывая, что
риал достиг рекордных минимумов, правительство установило официальный обменный курс в 42 тыс. риалов против доллара, обозначило максимальный объем иностранной валюты, который граждане страны могут держать за пределами банков, установило патруль в обменных пунктах, чтобы сохранить уверенность, что не будет нелегальной торговли валютой.Однако экономисты убеждены, что новые меры в отношении валюты будет достаточно трудно поддерживать. Обменники накапливают доллары США, а
иранцы, которые нуждаются в иностранной валюте для ведения бизнеса или путешествий, бросают вызов правительству и идут на черный рынок, где резко растут ставки.В обменных пунктах есть доллары США для продажи, но они не станут их продавать из-за установленной правительством ставки в 42 тыс. риалов. Вместо этого, по его словам, обменные пункты по-прежнему продавали доллары по обменным курсам свободного рынка. И это несмотря на предупреждение Тегерана о том, что все, кто ведет торговлю валютой не по официальным ставкам, столкнутся с арестом.
Новые меры коснулись и иранцев, которые получают образование, путешествуют или занимаются бизнесом за рубежом, а также тех, кто имеет сбережения в долларах.Президент Хасан Рухани, который был избран на второй срок в 2017 году, дал обещания увеличить рабочие места, создать условия для роста экономики, пострадавшей от экономического спада, испытывает на себе давление. В январе жалобы против правительства переросли в антиправительственные акции протеста по всему Ирану. Демонстрации были подавлены, в результате чего погибло по меньшей мере 25 человек.
С сентября, когда доллар достигал 36 тыс. риалов, валюта Ирана потеряла почти половину своей стоимости на свободном рынке.
На прошлой неделе на свободном рынке валюта достигла рекордного минимума в 60 тыс.Стив Ханке, экономист, сотрудник Университета Джона Хопкинса, считает, что к «совершенному валютному шторму» привели плохое управление в сфере экономики и международные санкции в отношении Ирана.
Иран не смог воспользоваться всеми преимуществами ядерной программы 2015 года с мировыми державами, согласно которой Тегеран отменил ядерную программу в обмен на смягчение санкций.
Отчасти это связано с сопротивлением консервативного лагеря Ирана открытию экономики, находящейся под контролем государства, санкциями США, связанными с репутацией Ирана в сфере прав человека и программами баллистических ракет, постоянной осторожностью европейских компаний в отношении инвестиций в Иран на фоне опасений штрафов со стороны США. Экономисты отмечают, что это серьезно повлияло на доступ Ирана к торговым отношениям, финансам и иностранным инвестициям.
Ситуация с валютой была обусловлена опасениями о возрождении калечащих санкций, если президент США Дональд Трамп выполнит свою угрозу и выйдет из ядерной сделки с Тегераном.
Иран давно не справляется с управлением собственным валютным рынком. В 2012 году правительство попыталось установить официальный, единый курс для валюты, но попытка провалилась.
Правительство Рухани возложило вину за валютный кризис на недоброжелателей внутри страны и за рубежом. Пресс-секретарь правительства Мохаммед Бакер Новахт 10 апреля заявил, что Иран находится в «экономической войне, а враги стремятся создать проблемы для нашей экономики».
На прошлой неделе глава центробанка Ирана Валиулла Сейф столкнулся с возражениями законодателей в парламенте, многие из которых потребовали его отставки.
Сейф обвинил в резком падении риала «отсутствие уверенности» в будущем и заявил, что «враги понимают ситуацию и пытаются использовать любую возможность», чтобы создать проблемы для Ирана. Он также сослался на «заговор» со стороны региональных соперников, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.
Вице-президент Ешаг Джахангири в крахе риала обвинил «необъяснимые и непредсказуемые факторы, не связанные с экономикой».
«Нельзя допускать подобные инциденты в экономике, в которой есть избыток иностранной валюты. Некоторые считают, что иностранное вмешательство нарушает экономический климат, другие полагают, что стимулами здесь являются внутренние махинации, направленные на то, чтобы дестабилизировать климат в стране», - добавил Джахангири.
Источник
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия