14 июн, 19:47 Уговорить надавить на ИранГоссекретарь США
Майк Помпео направил «межведомственные группы» по всему миру, чтобы обсудить со странами-партнерами дальнейшие шаги по иранскому вопросу, заручиться их поддержкой, «услышать их озабоченность и выработать консенсус в будущем», сообщил заместитель помощника госсекретаря США по делам Ирана и Ирака Эндрю Пик в четверг, 14 июня, в ходе телефонного брифинга. Его слова передает корреспондент РБК.
Эндрю Пик входит в состав делегации американских чиновников, которые сейчас ведут консультации в Европе о будущем ядерной сделки с Ираном, о выходе из которой в одностороннем порядке президент США Дональд Трамп объявил 8 мая.Пик отметил, что консультации проводятся в рамках осуществления стратегии госсекретаря Помпео, согласно которой США хотят добиться минимизации экономического и финансового участия бизнесменов других стран, в том числе Европы, в Иране и тем самым оказать максимум давления на Тегеран. По словам Пика, ранее на этой неделе американские чиновники провели конференцию в режиме телемоста с коллегами из Германии, Франции и Великобритании, а на следующей неделе команда переговорщиков из США направится в Азию, а затем — в страны Персидского Залива.
Ядерная сделка, известная как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), была подписана Ираном и «группой шести» (Россией, Великобританией, Китаем, США, Францией и Германией) в 2015 году. В соответствии с документом, Иран обязался ограничить свою ядерную программу в обмен на отмену международных санкций, введенных против него до подписания СВПД.
Ирану важна Европа«Экономика страны является высшим приоритетом для политического руководства Ирана, как и в любой другой стране», — отметил представитель Госдепартамента. Поэтому США намерены поставить Иран перед выбором: продолжать вести свою «зловредную» политику в регионе и развивать ядерную программу или же иметь процветающую экономику, отвечающую нуждам населения Ирана, объяснил Пик. «Но они не могут иметь и то и другое одновременно», — подчеркнул он.
Пик еще раз напомнил, что санкции будут восстановлены в отношении тех секторов, на которые распространялись американские ограничения до подписания СВПД в 2015 году, в первую очередь на нефтяную сферу, в то время как на другие отрасли (например, на поставки медикаментов в Иран) санкции распространяться не будут.
«Необходимо существенное сокращение импорта иранской нефти, но есть вероятность, что объемы будут варьироваться от страны к стране», — завил заместитель помощника Госдепартамента. При этом дипломат не стал отвечать на вопрос о том, планируют ли США предоставить исключения из антииранских санкций отдельным европейским компаниям. Он напомнил, что Вашингтон дал работающим в Иране компаниям шесть месяцев, чтобы постепенно свернуть свою деятельность там.
Министры финансов и иностранных дел европейских стран 4 июня направили в Вашингтон письмо с призывом защитить европейские компании от риска попадания под вторичные американские санкции. Европейцы просят исключения для своих компаний в сферах фармацевтики, здравоохранения, энергетики, автомобилестроения, гражданской авиации, инфраструктурных проектов и банковского дела. По словам Пика, Вашингтон еще не дал официального ответа на это письмо.
Как отметил Пик, антииранские санкции США ни в коем случае не нацелены только на Европу: «Мы, конечно, не пытаемся обособить своих ближайших союзников. Наши усилия имеют глобальный характер». Тем не менее, по его мнению, иранцы все же наиболее заинтересованы в сотрудничестве с европейским бизнесом не только из-за качества продукции, но и «престижа, который так ценится иранцами». «Больше всего Иран хочет участия Европы, участие же России или Китая [в экономике Ирана] — это совсем другое дело», — подчеркнул он.
Пик отметил, что односторонний выход США из ядерной сделки вовсе не означает, что Трамп недоговороспособен. По его мнению, успешный саммит Трампа с северокорейским лидером Ким Чен Ыном 12 июня служит примером тому, что нынешняя американская администрация готова вести переговоры.
РБК
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия