Прекрасным подтверждением тому служит высказывание нынешнего президента США, Дональда Трампа, назвавшего расследование «российского вмешательства» в его собственный выборы «сфабрикованной охотой на ведьм», которая «позорит Америку».Понятно, что в данном случае глава Белого Дома в виду имел вовсе не печально известные Салемские процессы 17 века, (тоже , кстати, Америке чести не делающие), а нечто совсем другое.
Речь в данном случае о мрачном времени в истории США, получившем известность как «период маккартизма» - по имени американского сенатора, стоявшего у истоков событий, которые сегодня там вспоминают с ужасом и отвращением. А лежала в основе процессов, которые некоторые историки называют не иначе, как наибольшим коллективным безумием Америки, вся та же русофобия, правда, в несколько другой упаковке – воинствующего антикоммунизма.
Надо сказать, что орган по преследованию инакомыслящих, наиболее опасными среди которых считались люди, придерживающиеся левых взглядов – так называемая Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, был создан в Конгрессе США еще в 1936 году. Так уж вышло, что сперва развернуться, как следует, у нее не получалось, а потом, с началом Второй мировой войны пришлось переключиться на нацистских агентов. Правда, как раз в разоблачении таковых Комиссия не преуспела. Зато после окончания войны, в 1947 году с громадным энтузиазмом взялась за политическую «чистку» Голливуда.
Десять кинематографистов отказавшиеся устраивать перед Комиссией сеанс публичного морального стриптиза и покаяния непонятно в чем, отправились на годик за решетку – подумать об ошибочности своего поведения. В историю они вошли под именем «голливудской десятки». «Под раздачу» борьбы с коммунистами на экране угодил сам великий Чарли Чаплин, действительно, бывший ярым антифашистом и имевший левые взгляды. Его «борцы с коммунизмом», фактически, выжили из США.
После погрома Голливуда конгрессмены несколько унялись – «настоящих буйных» не было, не хватало вожака, да и тема «красной угрозы» как-то приелась обществу. Настоящий триумф мракобесов наступил в США в 1950 году… Надо отметить, что тому способствовала целая цепь событий – от установления власти компартии в Китае, до превращения всей Восточной Европы в единый социалистический лагерь. Да, вдобавок, русские еще и объявили об успешном испытании ядерной бомбы, «помножив на ноль» надежды и планы американцев, уверенных в собственном абсолютном военном превосходстве над всеми в мире.
Главное же – у безумцев, вопивших «русские идут!», появился Лидер. Именно так – с большой буквы… 9 февраля 1950 года, выступая в женском клубе в Вирджинии, никому, практически не известный сенатор Джозеф Маккарти, поверг Америку в шок и трепет. Оказывается, едва ли не всем в стране заправляют «клятые коммуняки», как явные, так и тайные! Маккарти заявил, что у него имеется список из 205 имен сотрудников не какой-то там захудалой конторы, а (страшно сказать!) Государственного департамента США, которые являются стопроцентными коммунистами!
Маккарти не жалел красок (в основном- красной и черной), расписывая нависшую над страной и нацией смертельную угрозу. Коммунисты, русские, и их агенты проникли всюду! Они – везде! Они, гады, «рулят» Америкой, ведя ее к полному краху и все, что бы и где бы не случилось плохого – это их козни и их вина. Если «красных» и русских не остановить сегодня, завтра будет поздно! Америка услышала своего самозваного «спасителя». Самое страшное – она ему поверила! И понеслось…
Надо сказать, что все обвинения, выдвигаемые Маккарти были выдержаны в лучших традициях «расследований антиамерикаснких заговоров» - они были общими, голословными и ничем абсолютно не подтвержденными. Сам «разоблачитель» отчаянно путался в показаниях – то у него получалось, что в Госдепе засели сотни «агентов Кремля», то – всего несколько человек. Источники информации называть он отказывался наотрез, туманно ссылаясь на неких «американских патриотов». Не правда ли, знакомо до дрожи?! Единственное, до чего буйствующий сенатор не дошел, так это до объявления «ставленником Москвы» тогдашнего президента США Гарри Трумэна. Отношения у них, правда, складывались примерно как у кошки с собакой, но вовсе не из-за симпатий Трумэна к коммунистам или русским. Просто президент был демократом, а Маккарти – республиканцем. Да и вообще сенатор раздражал своей крикливой наглостью на грани помешательства всех – не только Трумэна.
Тем не менее, заткнуть рот Маккарти не удалось никому. Более того – он и его шизофренические идеи набирали все большую популярность, как говорится, «овладевая массами». Неистовые оратор и скандалист, подогревая себя изрядными порциями виски, в пух и прах разносил тогдашнюю администрацию страны, называя затянувшуюся эру демократов в Белом доме «20 годами измены». Дошло до того, что ему удалось выдавить в отставку министра обороны, бывшего госсекретаря США Маршалла. Да, да – того самого, по чьему плану «восстанавливали» Европу. Неудивительно, что следующим хозяином Белого Дома стал республиканец – отрицать заслугу в этом Маккарти и его клевретов, буквально смешавших своих политических оппонентов сами понимаете, с чем, было бы глупо.
Период президентства Дуайта Эйзенхауэра стал пиком триумфа для Маккарти и маккартизма. Вот тут он и его команда разошлись уже, что называется, по-полной. Преследование всех, заподозренных в малейшей симпатии к русским и коммунистам приобрело невиданные масштабы – достаточно упомянуть, что его жертвами стали «отец американской атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер и даже сам Альберт Энштейн. Расправы над неугодными журналистами и СМИ, настоящий погром библиотек, откуда были изъяты и сожжены тысячи изданий «неправильного содержания»…. Все это было!
К 1953 году маккартисты контролировали массу комиссий Сената по различным расследованиям и даже - по правительственным операциям. «Чистки» начались уже в госаппарате. Сотни людей были уволены по вздорным обвинениям, еще сотни уволились сами, не дожидаясь публичной порки. Были приняты законодательные акты, которые сложно назвать иначе, кроме как фашистскими – они, фактически, ставили в кичащихся своей демократией США вне закона коммунистическую партию и давали возможность репрессировать любого сторонника левых идей или просто противника войны. Венцом всего этого безумия было создание Управления по контролю за подрывной деятельностью - эдакого гестапо по-американски.
А Маккарти уже присматривался к новым целям. Эйзенхауэр в роли президента его с некоторых пор тоже не устраивал. Мало того, никак не желающий останавливаться сенатор замахнулся на армию США и ЦРУ, углядев коммунистов и «русских агентов» и там! Собственно, именно тут он совершил свою последнюю и самую большую ошибку – не стоит пытаться вцепиться в кусок, настолько превышающий ширину рта… В августе 1954 года Сенат создал комитет, который занялся расследованием делишек уже самого Маккарти – и это стало его концом. Подвергнутый официальному осуждению за «недостойное поведение» и не просто сомнительные, а откровенно грязные методы в своих «расследованиях», сенатор не просто утратил влияние и популярность – за считанные дни он превратился в парию, в изгоя.
Что характерно, последней резолюцией, внесенной Маккарти на рассмотрение Сената (и с треском провалившейся) было требование о немедленном насильственном изменении государственного строя во всех странах, которые пошли по пути социализма. Дальше ехать было некуда… Брошенный и оплеванный всеми, Маккарти окончательно спился и умер в 1957 году от гепатита чуть ли не под забором.
После этого, честное слово так и напрашивается фраза: «Таков был конец маккартизма!» Так ведь нет… У каждого времени находятся свои «герои». Такое впечатление, что некоторые представители политической нечисти упорно не делают лежать в могиле Истории, раз за разом выползая оттуда, чтобы снова портить жизнь людям. Джозеф Маккарти получил «реинкарнцию» в лице своего коллеги Джона Маккейна. Нет, ей-Богу, аж жуть берет – даже имена этих деятелей созвучны. Оба - сенаторы США, оба – республиканцы. И тот, и другой – «герои войны». Правда, герои, скажем так, с изъяном – Маккарти приписывал себе несуществующие подвиги и награды, а Маккейн большую часть «боевого пути» просидел в плену…
Главное, что объединяет этих двух персонажей – яростная русофобия, доходящая до настоящего умопомешательства. И твердое намерение разрушать все в собственной стране, чтобы «насолить Кремлю». Маккартизм возник и набрал силу не на пустом месте и не за один день. Сегодня мы наблюдаем его триумфальное возрождение в Америке. Судя по высказыванию Дональда Трампа, он это понимает прекрасно. У одного президента не хватило сил остановить Маккарти, второй избавился от него только тогда, когда русофоб и антикоммунист превратился для него в реальную угрозу. Нынешнему лидеру Америки самое время делать выводы и принимать меры. Иначе – США ждут новые инквизиционные комиссии, политические чистки, и все остальные «прелести» развязанной Маккейном и прочими последователями Маккарти новой «охоты на ведьм».