После прошлогоднего прихода к власти в Италии консерваторов и евроскептиков в этой европейской стране стали наблюдаться попытки существенного, если не сказать революционного, реформирования денежно-кредитной системы.
Обращу внимание на такой вопрос, как золотые резервы Италии, которые стали предметом горячих обсуждений в последние месяцы. По своей величине эти резервы занимают четвёртое место в мире после США, Германии и Международного валютного фонда (следующей за Италией страной по величине золотых резервов является Франция). Последние два десятилетия их физический объём остаётся неизменным – 2451,8 тонны. По состоянию на январь 2019 года доля золота в общем объёме международных резервов Италии составила 65,5% (один из самых высоких показателей, выше только у США, Германии и Венесуэлы).
Чьё золото?
Золотые резервы Италии на самом деле резервы не итальянского государства, а Центробанка страны (Банка Италии). Но мнение о том, что Банк Италии – один из институтов государства, в корне неверно. И пришедшие к власти евроскептики и консерваторы этот момент очень хорошо улавливают.
Ведь на самом деле Банк Италии – организация частная, действует автономно от правительства. По своей организационно-правовой форме Банк Италии – акционерное общество. Количество акций – 300 тысяч. Крупнейшим акционером является банк Intesa Sanpaolo, у которого 76 787 акций (25,60% акционерного капитала). Далее следуют: банк UniCredit – 56 049 акций (18,68%); страховая компания Generali Italia – 16 425 акций (5,48%); банк Banca Carige – 12 093 акции (4,03%) и т. д. Высшим органом управления Банка Италии является общее собрание акционеров. Акционеры формируют совет директоров (высший совет) Банка Италии. Правительство рекомендует кандидатуру управляющего Банка Италии, президент Италии её утверждает.
Кстати, нынешний президент ЕЦБ Марио Драги с 2005-го по 2011 год был руководителем (управляющим) Банка Италии. Он окончил Римский университет Ла Сапиенца и получил докторскую степень в технологическом университете Массачусетса. После этого у Марио Драги началась стремительная карьера банкира. В 1984-1990 гг. он был одним из исполнительных директоров Всемирного банка. В 1993-2001 гг. – председателем комитета по приватизации в правительстве Италии. С 2002-го по 2005 год Марио Драги выполнял обязанности вице-президента одного из самых крупных коммерческих банковских учреждений в мире – Goldman Sachs International.
У Банка Италии очень разнообразные функции: аккумуляция и депонирование официальных золотовалютных резервов государства; эмиссия евро; контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций страны; предоставление ссуд правительству и иным финансовым учреждениям; ведение государственного счёта, на котором отражается движение поступлений денежных средств и выплат.
Так вот, вроде бы Банк Италии осуществляет формирование золотовалютных резервов государства (как записано в некоторых документах), но государство воспользоваться ими не может, потому что никаких процедур и регламентов передачи резервов с баланса ЦБ на баланс правительства не прописано.
Атака на Центробанк
Италия – из разряда неблагополучных стран ЕС и еврозоны. Одним из проявлений неблагополучия является хронически дефицитный государственный бюджет. Брюссель постоянно давит на Рим, с тем чтобы заставить его если не сбалансировать бюджет, то по крайней мере сократить дефицит. Новому правительству Италии, состоящему из консерваторов и евроскептиков, это давление сильно не понравилось – и, кажется, оно нашло выход из положения: надо «распечатать» громадные резервы золота Италии и с их помощью выравнивать бюджет. На сегодняшний день золотые резервы оцениваются примерно в 102 млрд долларов – хватит примерно на 4-5 лет для закрытия возможных дефицитов бюджета. Всё красиво, за исключением одного момента: правительство не может распоряжаться золотом, находящимся на балансе Центробанка.
Кратко обрисую хронологию попыток правительства по установлению контроля над золотом.
Сентябрь 2018 г. В блоге основателя «Движения пяти звёзд» Беппе Грилло появляется статья экономиста Габриэле Гаттоцци на тему золотого резерва Италии. Автор обратил внимание на гигантский размер этого самого резерва и на то, что, в отличие от многих других европейских стран, Италия со времён Ямайской конференции 1976 года ни разу не распродавала его. Настало время воспользоваться резервом, особенно если Брюссель ждёт от Рима сбалансированного бюджета.
Ноябрь 2018 г. Глава бюджетной комиссии палаты депутатов Клаудио Борги, представляющий «Лигу Севера», внёс в парламент законопроект, предусматривающий устранение «аномалии», а именно нахождения резервного золота на балансе Банка Италии. Оно должно перейти под непосредственное управление правительства.
Февраль 2019 г. На пресс-конференции 11 февраля вице-премьер правительства и министр внутренних дел Маттео Сальвини заявил, что правительство готово довести до логического конца решение проблемы золотого резерва. Он прямо сказал, что золотовалютные резервы страны принадлежат её гражданам, а не Центробанку, в котором они хранятся. Это заявление было широко растиражировано итальянскими СМИ.
Апрель 2019 г. Группа депутатов парламента Италии от «Движения пяти звёзд» внесли на рассмотрение два взаимосвязанных законопроекта. Первый из них предусматривает передачу золотого резерва Банка Италии правительству страны (конкретно Минфину). Второй – национализацию Банка Италии путём продажи акций, которые сегодня принадлежат частным банкам и другим частным организациям, итальянскому казначейству. Причём продажи по ценам 1930-х годов, когда они были приобретены. Как сообщают итальянские СМИ, первый законопроект в настоящее время поддерживается примерно 60% депутатов, второй – 40%.
«Золото принадлежит итальянцам, а не банкирам. Мы готовы сражаться везде и при необходимости выводить итальянцев на улицы», – сказала Джорджия Мелони, лидер «Братьев Италии», правой оппозиционной партии, которая поддерживает оба законопроекта. «Лига Севера» до конца по второму законопроекту ещё не определилась.
Глава Европейского центрального банка Марио Драги ещё в марте, действуя на опережение, заявил, что институты, управляющие золотовалютными резервами в еврозоне (понимай: Центробанки), должны получать у ЕЦБ согласие на любые операции с такими резервами. В общем, можно ожидать, что в ближайшее время сильно обострятся отношения между Италией и еврочиновниками, не говоря уже о само́м Банке Италии. «Золото является частью активов Банка Италии и не может быть использовано для финансирования проектов Министерства финансов», – заявил управляющий Банка Италии Игнацио Виско (между прочим, он находится у руля Центробанка с 2011 года, в 2017-м переизбран на новый срок).
Русский ответ
А теперь давайте перенесёмся в Россию.
В последние годы она стремительно наращивала золотые резервы. На 1 апреля 2019 года их объём достиг 2150,5 тонны. Это шестой показатель после США, Германии, МВФ, Италии и Франции (за Россией следует Китай, чьи запасы, скорее всего, сильно преуменьшаются официальной статистикой). Часто в СМИ и даже в официальных документах мы встречаем словосочетание «золотые резервы Российской Федерации». Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это золотые резервы Банка России. В статье 2 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации чёрным по белому записано:
«Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются…»
Итак, золото общей стоимостью под 90 млрд долларов США пока принадлежит Банку России, который, как сказано далее в законе, не «отвечает по обязательствам государства». А заработано оно трудом миллионов наших граждан и должно принадлежать народу. Следовательно, должно находиться в государственной казне.
Последние события в Италии должны заставить задуматься наших политиков и «народных избранников». Нам в России срочно необходимы две аналогичные законодательные инициативы – о перемещении золотого резерва из Банка России в Казначейство Российской Федерации и о национализации Центробанка.