«Россия является важным торговым партнером Латвии во многих отраслях. Поэтому мы хотим поддерживать позитивную тенденцию развития наших экономических отношений, особенно в транзите и туризме. Латвия видит потенциал в укреплении экономических связей между регионами наших стран», — сказал Эдгар Ринкевич на встрече с заместителем главы МИД России Александром Панкиным.
Встреча эта знаковая. Ринкевич уже много лет не был на приеме у российского МИД. Последняя крупная встреча была четыре с половиной года назад, когда главу латвийской дипломатии буквально вынудили в Брюсселе поехать в Москву и пообщаться с российским коллегой Сергеем Лавровым, дабы показать, что председательство Латвии в ЕС и ее руководство программой «Восточного партнерства» не направлены против России.
Ринкевич после этого отвел душу и реабилитировал себя в глазах националистических избирателей тем, что сравнил Россию с Третьим рейхом.
Россия кончит, как Германия после Первой и Второй мировых войн, написал он на личной странице в социальной сети.
С того «твита» глава латвийского МИД утвердился в качестве профессионального русофоба. Дошло до того, что на последних выборах в Сейм прошлой осенью Эдгар Ринкевич красовался на биллбордах партии «Новое единство» с лозунгом: «Латвия есть и будет состоявшимся государством назло Кремлю».
Отчаянный министр год за годом призывал к усилению санкций против России, заявлял, что Кремль хочет создать в Латвии марионеточное правительство, что Москва разваливает Евросоюз изнутри.
И именно такой деятель теперь заговорил о поддержке правительством Латвии позитивных тенденций развития экономических отношений с Россией.
Эдгар Ринкевич — не первый высокопоставленный прибалтийский политик, который высказывается в пользу сотрудничества с Россией. Он продолжает тенденцию. Власти Прибалтики в последние месяцы рушат созданные ими самими табу на контакты с Москвой.
Курс на международную изоляцию Путина, который исповедовала Прибалтика, ею же порван в клочья.
Пару лет назад считалось вопиющим нарушением приличий участие «порядочных стран» в крупных международных форумах, которые организует Россия. «Ринкевичи» в Вильнюсе, Риге и Таллине задыхались от негодования, когда на ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум) к Путину приезжали президент Франции и глава МВФ.
В этом году на ПМЭФ попросился министр экономики Эстонии. В Петербурге он хочет обсудить с российским министром транспорта привлечение в Эстонию дополнительных транзитных кругов.
Да что там министр экономики, если сама президент Эстонии поехала в Кремль на встречу с Владимиром Путиным? Можно ли было еще несколько месяцев назад представить, что глава прибалтийской республики сунется прямо в «пасть льва»? А Керсти Кальюлайд не побоялась, оправдав свою поездку тем, что Россия — сосед, и с ней необходимо развивать отношения в торгово-экономической сфере.
В Литве 65% населения высказались за встречу нового президента страны с Владимиром Путиным и столько же проголосовали на президентских выборах за кандидата, который выступал за прагматичный подход к России.
«Перед тем как говорить, мы должны декларировать принципы и не делать из них тряпку в общении со странами, которые сегодня ведут себя агрессивно, в которых наблюдаются нарушения прав человека и которые не отвечают нашим представлениям о демократии. Но это наши соседи; если мы не отказываемся от наших принципов, можем пытаться говорить с ними, возможно, начиная с низшего политического уровня, сначала об экономическом и культурном сотрудничестве», — заявил экономист Гитанас Науседа на следующий день после избрания его президентом Литвы.
Рефреном во всех этих заявлениях звучат слова про экономику. Россия такая-сякая, но это наш сосед, нам надо с ней экономически сотрудничать. Сто лет бы мы этой России не видели, но Таллинский порт влачит жалкое существование без российских грузов, железнодорожники недоедают, отели и гостиницы стоят пустые…
Если уж такие матерые русофобы, как министр иностранных дел Латвии, перешли от плакатов «назло Кремлю» к разговорам о развитии экономических отношений, значит, Прибалтику «приперло» окончательно.
Эдгар Ринкевич со снайперской точностью указал темы, которые для него приоритетны в общении с замглавы российского МИД. Транзит и туризм. То есть те сферы экономики, которые больше всех пострадали от разрушения отношений Латвии с Россией (еще сельское хозяйство). Отношений, которые сам Ринкевич и разрушал.
Озабоченный ныне развитием туризма министр больше кого бы то ни было внес в деградацию туристической сферы, когда способствовал уходу из Латвии «Новой волны», «Юрмалины», КВН и Comedy club.
Благодаря таким деятелям, как Ринкевич, владельцы недвижимости с продавцами сувениров во всяких юрмалах сидят без денег, а отели с гостиницами простаивают без гостей. Российские туроператоры говорят о рекордном падении продаж путевок в Прибалтику из-за антироссийской политики. Кому охота ехать туда, где твою страну сравнивают с Третьим рейхом, называют террористическим государством?
По той же причине ржавеют портовые краны и зарастают травой железные дороги Прибалтики. Грузооборот портов Литвы, Латвии и Эстонии сокращался несколько лет кряду, потому что с какой стати России давать зарабатывать на себе странам, которые добиваются для нее международных санкций и дипломатической изоляции?
Теперь страны Балтии к дипломатической изоляции России не призывают, а, заискивающе глядя в глаза, говорят о возрождении экономического сотрудничества.
В то же время они при всяком удобном случае дают понять, что как ненавидели Россию, так и ненавидят. Будут бороться за сохранение санкций, считают восточного соседа агрессором и призывают к увеличению присутствия НАТО на случай очередной оккупации.
И тем не менее со всей этой ненавистью в кармане их лидеры уже ездят в Кремль, просятся на Петербургский экономический форум, рассуждают о прагматизме и добрососедстве. Жрать захочешь — еще не так раскорячишься.