Госкомпании тянут ЮАР на дно. И президент Сирил Рамапоса поручил спасти госсобственность. Любой ценой.
Сегодня президент ЮАР
Сирил Рамапоса объявил о принятии чрезвычайных мер для спасения крупнейших госкомпаний страны. В настоящий момент
тяжелый кризис переживают все стратегические государственные компании ЮАР - энергетическая Eskom, оборонная Denel, железнодорожная PRASA, авиаперевозчик South Africa Airways (SAA) и ведущая медиагруппа SABC. Неэффективные и финансово неустойчивые гиганты в буквальном смысле
тянут экономику на дно и заставляют граждан со страхом ожидать приближения Судного дня и полного коллапса всей гражданской инфраструктуры страны. Электроэнергия. Веерные отключения электричества, 90% которого вырабатывает государственный электрохолдинг Eskom, стали притчей во языцех и символом неэффективности южноафриканского госсектора.
В пятницу руководство Eskom из-за "поломок и плановых ремонтных работ" ввело четвертую степень отключения - отсутствия электроэнергии до 6 часов в сутки. Любопытно, что официально ЮАР располагает избыточными мощностями в размере 47 тыс. МВт, однако из-за неэффективного менеджмента и нулевой культуры обслуживания компания
не способна обеспечить базовые потребности населения. При этом задолженность ее составляет фантастическую сумму 450 млрд ранд ($30,4 млрд), образовавшуюся из-за
трехкратного превышения расходов на строительство двух гигантских электростанций Медупи и Кузиле. Однако
из-за проливных дождей уголь, доставляющийся на электростанции, вымок, в связи с чем большинство мощностей Eskom ныне простаивает.Транспорт. На грани банкротства находится крупнейшая государственная железнодорожная компания PRASA, в которой решением минтранспорта сроком на один год
введено внешнее управление. PRASA - живое олицетворение неэффективности, грубых управленческих ошибок и ужасного обслуживания клиентов. Так,
пару лет назад она приобрела испанские поезда, совершенно не подходящие железнодорожной инфраструктуре страны. Нецелевые расходы компании превысили 23,4 млрд ранд ($1,6 млрд), что привело к
тяжелому финансовому кризису и массовым увольнениям работников. Авиация. На грани банкротства и крупнейшая авиакомпания ЮАР South African Airways, одним из акционеров которой является государство.
Компания не получает прибыли с 2011 г. (!) и имеет задолженность в 12,7 млрд ранд ($859 млн). 4 декабря Сирил Рамапоса поручил срочно решить ее финансовые проблемы.
Оборона. Системная проблема коснулась и оборонной отрасли. Ранее в августе
крупнейший оборонный конгломерат Denel, испытывавший нехватку ликвидных средств, получил господдержку в размере 1,8 млн ранд ($118 млн). Что не помешало ему
уже в следующем месяце закрыть компанию Denel Aerostructures по производству запчастей самолетов из-за колоссальных убытков, достигших в этом финансовом году $127 млн.
СМИ. Да,
все плохо даже в СМИ. К банкротству близка ведущая медиагруппа ЮАР - телерадиовещательная компания SABC, объединяющая 5 телеканалов и 19 радиостанций. В октябре 2019 г. компания получила первую экстренную помощь, общий пакет которой составит 3,2 млрд ранд ($214 млн).
При этом ежегодно SABC получает в виде гранта 280 млн ранд ($18 млн), но и этих денег компании недостаточно, поэтому в числе требований правительства значится "приобретение привлекательного контента" для привлечения рекламодателей.
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия