Цитата: DeC от 16.11.2020 00:35:39По результатам мирных договоренностей в Карабахе Баку получил право на транспортный коридор, который свяжет основную территорию страны с Нахичеванью, граничащую с Турцией. Предусмотрено создание "новых транспортных коммуникаций".
Турция уже заявила о намерении построить железную дорогу до Нахичевани. Продлив ее до Каспия, Анкара получит еще один логистический выход на Китай.
Эта ветка Нового шелкового пути идет в обход России, но Москва не возражает: в регион заводится воинский контингент, а контроль коридора обеспечат российские пограничники.
Характерный момент - меморандум между Турцией и Азербайджаном по проекту железнодорожной линии Карс-Ыгдыр-Нахичевань подписали еще в феврале. Очевидно создание этого коридора было одной из целей войны.
В последние годы Турция активно развивает транспортную инфраструктуру. После начала пандемии инвестировано $5,7 млрд, в том числе в модернизацию и строительство железных дорог. Цель - довести объем ж/д грузоперевозок с текущих 30 млн до 150 млн тонн к 2028 году.
Хороший разбор изменений транспортных коридоров по итогам войны в Карабахе был у Сергея Сигачёва aka Periskop. Целиком пост можно прочитать по ссылке, я же хотел бы выделить самый, на мой взгляд, интересный момент оттуда:...
Четвертое. Ещё любопытней ситуация с южным транспортным коридором, который предполагается разблокировать по Соглашению и интернационализировать под контролем российских сил:
Цитата9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.
Тут надо пояснить, что по пограничному Югу проходит не только автомобильная дорога, но и
железная дорога. Часть её построена в 1936 г., а соединение со старой царской дорогой в Джульфе - в 1941 г. Коридор этот заброшен в 1992 году, когда война перерезала аж в 4 местах. Постепенно Армения разобрала свои участки, а Азербайджан сохранил их до Горадиза на востоке, и внутри Нахичеванского анклава.Но это не всё!
Иран, воспользовавшись 30-летним безвластием и по факту "ничейной" буферной территорией, под шумок
построил там Худаферинскую ГЭС и затопил около 15 км демонтированной железной дороги. Вот этот кусок, в зеленом квадратике:
Понятно, что там серьёзно изменился рельеф. Причём настолько серьёзно, что
после подьема уреза воды на 35-40 м новое место для линии напоминает Кругобайкалку - там надо вырубать скальный коридор, это сверхдорого. Правда, такой самый сложный участок длится всего 8-9 км, но тем не менее. Когда-то было Соглашение СССР и Ирана от 1977 года, где этот проект предусматривалось делать совместно. Однако Иран после исчезновения второй стороны на всё это изящно положил х..., ой, болт, и сделал то, что хотел без учёта транзитной линии. Азербайджан земли не контролировал, Армении было пофиг. Теперь получили транспортно-географический тупик. Кстати, мне не очень понятно,
почему Азербайджан помалкивал, когда Иран менял рельеф территории и в одностороннем порядке перекрыл ж/д коридор.
Зона затопления линии (красным цветом):
Рельеф изменился настолько сильно, что
теперь просто так линию не продолжить. Она подходит к Худаферинской ГЭС снизу и упирается в плотину. Высота перепада уровней - 65 м. Это значит, что железную дорогу придётся переделывать до ГЭС на протяжении как минимум 10 км и поднимать её, чтобы компенсировать перепад высот. А далее либо пробивать тоннель через скалы в 6-7 км, либо пробивать береговой коридор, как на Кругобайкалке. Всё это очень дорого.
Так что железная дорога по Южному коридору быстро явно не заработает: там надо не просто много, а очень много денег на её восстановление. Автомобильную дорогу, правда, перенесли от ГЭС севернее, и она рабочая. Вот её и будут использовать.
Что интересно, водохранилище было заполнено только в 2010 году, т.е. совсем недавно.