В пустом зале Европарламента дохли на лету поздние мухи. Бродил между рядов фотограф. Редкие слушатели не отрывались от телефонов. Не было ажиотажа. С экрана в Брюсселе вещал блогер Навальный отдыхающий в Германии, отрабатывал номер. Рассказывал, не выходя из гражданства РФ, как лучше нагадить своей же стране. На удивление, способов и методов у блогера оказалось немного. И были они странные:
1. Бойкотировать будущие выборы в Госдуму осенью 2021 года.
Явно же за этим бойкотом последует падение режима, и все разбегутся. Алексею подведут белого коня и распахнут ворота Спасской башни.
2. Обложить санкциями верхушку крупного российского бизнеса, «людей из окружения Путина», это должны одобрить «99% россиян».
Крупный бизнес, весь на виду и давным-давно платит налоги и не малые, 90-е давно уже закончились. То есть, Алексей Навальный продолжил копать себе электоральную могилу. Ему могли простить многое, но не призывы к санкциям против своей страны, пусть они и коснутся теперь отдельных богатых людей, а через них - бюджета.
По ощущениям от этой трансляции, сам спикер понимал, в какое гнилое дело он ввязался. Понимал, что его используют как постиранный контрацептив, который все время сползает и вот-вот порвется. Вернуться в Россию с таким бэкграундом решительно невозможно, поэтому будущие преемники Навального ему уже ассистировали во время этого сеанса мазохизма. Я бы на месте Навального рядом со своими политическими наследниками пил бы воду только проточную - из крана, например. Из унитаза тоже безопасно.
Глава комитета Госдумы по международным делам так язвительно прокомментировал это выступление: «…Европарламент обсуждает стратегию развития отношений с Россией с участием блогера Навального…».
Понятно, что на этом выступлении Навального, Европарламент не успокоится. Будет продолжение. Но в качестве кого выступает Навальный? Леонид Слуцкий публично назвал Навального «иностранным агентом, отрабатывающим геополитическую повестку Запада». Когда такие формулировки использует человек с немалым дипломатическим опытом, обычно сдержанный в высказываниях и оценках, это звучит как приговор. Слуцкий попытался отзеркалить историю с Навальным в Европарламенте, предложив представить европейскую оппозицию в Госдуме, подсказывающую нам, как лучше нагадить европейским странам.
Не знаю, сознательно был приведен этот зеркальный пример, как такой толстый намек на дальнейшую работу с европейской политикой, но направление движения понятно.
В Европе хватает консервативных партий. Мы с ними сотрудничаем много лет, но исключительно в общественном поле, на уровне дружеских контактов общественных организаций и редких межправительственных. Нам ничего не стоит это сотрудничество расширить. Например, теперь можно позвать в Госдуму европейского депутата от Ирландии Мика Валеса, он, кстати, раскритиковал выступления Навального, напомнив о традиционной европейской коррупции. Почему мы бы с Миком не потолковать об этом в Госдуме? О европейских коррупционерах, например. И вместе с Миком подумать, как мы с ними будем бороться? Выпустить по итогам коммюнике «План борьбы Российской Федерации с коррупцией в Евросоюзе». Думаю, крики из Европы будут хорошо слышны в Москве и без видеоконференций. И сразу в Европе поймут рамки приличного и допустимого в политике.
(с)
Дмитрий Стешин