Убить LCS Около года назад ВМС окончательно озвучили судьбу, которая ждет серию. Во-первых, противолодочный и противоминный модули будут установлены на эти корабли навсегда – примерно поровну. И более они меняться не будут. Для каждого из кораблей будет сформировано два экипажа, чтобы эти корабли могли постоянно находиться на боевых службах – безвылазно. Таким методами ВМС очень быстро, что называется, «умотают» эти и без того ненадежные корабли, чтобы потом можно было по-быстрому их списывать, мотивируя это их ужасным (а оно будет именно таким) техническим состоянием.
Тогда же было озвучено то, что первые четыре корабля, по два каждого типа, «Фридом» и «Индепенденс», будут списаны в ускоренном порядке. Якобы на первые корабли выпало слишком много разных экспериментов и испытаний, и поэтому их пора списать. И вот сейчас ВМС приступили к этому процессу – первые два корабля уйдут в резерв, из которого, видимо, никогда не вернутся, после 11 («Индепенденс») и 13 («Фридом») лет службы. При назначенном сроке службы в 25 лет.
По идее надо сказать – скатертью дорожка, и забыть, но такое ускоренное списание LCS выводит из тени одну неизвестную в России практику ВМС США. Дело в том, что целенаправленная отправка на лом кораблей, которым еще служить и служить, это не что-то характерное только для LCS. Американцы вообще всегда так делают.
Ходовые «единички» под газорезкуПредставьте себе, что вы военный чиновник в Департаменте ВМС США или адмирал, и вы желаете после отставки получить местечко в ВПК, где есть огромный оклад и нет никаких обязанностей и никакой ответственности. Как это сделать? Конечно же, обеспечить промышленности большие заказы на новые корабли. Но что делать, если в ВМС и так новые корабли, еще не отходившие даже половину назначенного срока службы?
Ответ следующий – надо пустить под газорезку новые корабли и вместо них за государственный счет заказать еще более новые. Много лет подряд это является распространенной практикой в ВМС США. Примеры – большая часть подлодок «Лос-Анджелес» (из тех, что уже списаны) была списана, проходив в среднем 21,9 года при назначенном сроке службы в 30. И это при том, что это даже сейчас очень хорошая подлодка. Есть мнение, что американцы не хотели платить за ремонты и замены активных зон реакторов. Но те 350 млн долларов, которые эта процедура стоила на момент списания лодок, не идут ни в какое сравнение со стоимостью новых «Вирджиний».
Это не единственный пример. ВМС США списали пару быстроходных универсальных транспортов снабжения типа «Супплай» (Supply, переводится как «снабжать»), чтобы сэкономить деньги, когда кораблям было восемь и девять лет. Их отдали в командование морских перевозок, где они, похоже, сгниют, и вот сейчас они строят новый плавтыл.
Отдельная история – попытки избавиться от крейсеров типа «Тикондерога», которые ВМС предпринимают уже много лет.
На сегодня успехи следующие: на эту десятилетку запланирован вывод из боевого состава 11 кораблей. Конечно, эти крейсеры уже старые, их возраст приближается к 40 годам, но они были очень хорошо построены, проходили своевременно ремонты и модернизации и могут служить еще долго. Именно поэтому в Конгрессе идет ожесточенная борьба за то, чтобы запретить флоту выводить эти корабли из боевого состава. Для чего ВМС хочет сделать это? Чтобы заказать новые эсминцы «Арли Берк», конечно же.
Также ВМС пытались списать авианосец «Трумэн», и тоже не потому, что «авианосцы устарели», а чтобы построить еще один авианосец типа «Форд». Эсминцы типа «Спрюэнс» тоже списывались по той же схеме – самым молодым из них было 20 лет, при этом их своевременно ремонтировали и модернизировали. Но надо было «дать дорогу» эсминцам «Арли Берк».
В общем, американская бюджетная «пилорама» настолько огромна, что с земли ее не видно. И она не противоречит всем этим программам типа
«355 кораблей» и так далее – ведь чем больше кораблей будет списано, тем больше придется строить. А это именно то, что надо.
Раннее списание LCS позволит флоту высвободить бюджеты для новых кораблей. Пока это фрегаты типа «Констеллейшн» (Constellation) – еще один странный проект без вменяемой концепции за ним, но хоть не безоружный. Потом к фрегатам гарантированно добавятся и другие проекты. Позорная эпопея с «Литторальными боевыми кораблями» будет продолжаться, и позора в ней не убавится. А практика списания ходовых кораблей ради работы кораблестроительного конвейера продолжится и потом.
И это далеко не самая захватывающая история воровства и распилинга.
Вот моя любимая: "США закрыли «одну из самых печальных страниц» в своем судостроении, списав на металлолом два танкера ВМС страны, которые провели у достроечных стенок верфей и в резерве флота более 25 лет, не прослужив ни одного дня в составе боеготовых сил флота, пишет в среду Hampton Roads.
На момент аннулирования контракта готовность первого судна составляла 95,3%, второго – 84%, перерасход средств на их постройку оценивался миллионами долларов. ВМС США пришли к выводу о нецелесообразности завершения строительства этих судов в качестве танкеров. Было высказано предложение переоборудовать их в транспорты боеприпасов, однако и это признали неэффективным. В результате оба судна отбуксировали в устье реки Джеймс (Вирджиния) и поставили на консервацию в составе резервного флота.
В 1997 году ВМС США из-за бюджетных сокращений выставили оба судна на продажу. Британская компания Able UK попыталась снова ввести их в строй и перепродать в одну из стран НАТО, однако вынуждена была отказаться от реализации этого замысла, а взамен получила 10 млн долларов на их утилизацию. Оба судна в июле 2011 года отбуксированы на базу компании International Shipbreaking Limited в Браунсвилле, штат Техас, где с них будет снято оборудование и они будут разрезаны на металл. Никаких денег от утилизации кораблей государство не получит, в то время как общая стоимость строительства танкеров оценивается в 300 млн долларов."