Цитата: Dobryаk от 21.11.2021 06:29:22Никаких сомнений в том, что критики, берем выше — ненавистники, Суркова стократно умнее его, поскольку в энтропии и теории хаоса познали толк. С моей сермяжной колокольни важен только вывод из потока мыслей Суркова.
С добрым утром!
Суркову (в данном случае) можно поставить в вину только то, что он использовал излишне сложные/глубокие метафоры, красивости и несколько злоупотребил желанием "образованность показать". Ну, стилист-писатель, не смог удержаться. К тому же, политические приличия соблюдает и прибегает к иносказаниям.
.
Хотя по-сути, старается донести весьма простую мысль о существовании аналогов законов сохранения в социальных системах.
Хотя это знание настолько неприятно для властей предержащих всех времён и народов, что они (и многие простые души на форуме) до сих пор предпочитают пользоваться религиозно-мифогическими удобными конструкциями. Суть которых сводится к тому, что можно создать (и бесконечно долго удерживать) систему, где "у нас всё будет, а нам за это ничего не будет". Собственно, с экономикой (и построенной вокруг неё идеологической надстройкой "экономикса") та же ситуация. Ежели копнуть глубоко, то весь экономикс сводится к утверждению, что возможен бесконечный рост в замкнутой системе и вечный капитализм с экстремальным неравенством.
.
А мысли, подобные сурковским, умные люди высказывали давно. Начиная с концепции кармы. В научное знание они начали конвертироваться ещё лет 500 назад. Гёдель действительно далеко (хотя тоже по делу упомянут), а вот Гоббса вспомнить можно. Ну, а к концу 20 века всё представляется вполне прозрачным.
.
Гипотезу о том, что агрессия является естественны/необходимым свойством животных и что объём агрессии в обществе не может быть уменьшен, а может быть только перераспределён выдвинул ещё К. Лоренц. В социологии это отражается в базовой поведенческой "модели двойного перетягивания каната": чем больше конфликтов внутри группы, тем меньше группа склонна к внешним конфликтам с другими группами. И наоборот внешняя конкуренция/давление приводит к внутренней сплочённости и консолидации.
Т.е. внешняя и внутренняя агрессия находятся в соотношении обратной пропорции. Сурков на эту модель неявным образом ссылается.
.
Ещё проще: "Без внешнего врага [у нас внутри] не выйдет нифига!" (с).
.
Хотя, конечно, правильнее говорить не об агрессии, которая есть только способ реализации интенций, а о законе сохранения количества конкурентных конфликтов.
Который, ежели подумать, прямо следует из теории эволюции Дарвина-Докинза.
.
Сурков в 100500-й раз (не последний) пытается интересантам объяснить, что как ни пытайся эволюцию остановить (а эволюция = постоянная конкуренция вариантов с выбраковкой неудачных), это сделать не удастся. Жесткая фиксация сложившейся структуры, предотвращение изменений, прекращение мутаций, сохранение достигнутого превосходства одних и тех же личностей и групп невозможна на длительное время. Необходимый объём конкуренции вылезет в другом месте и в другой форме. Или вообще трахнет революцией.
.
Всё ведь в основе очень просто: или вы допускаете мелкую постоянную и непрерывную конкуренцию между всеми без исключения личностями и группами (очень неприятную и смертельно для них опасную), либо вы определённых личностей/группы от конкуренции ограждаете через систему неизменных статусов и наследования. Во втором случае образуются привилегированные кланы, олигархии, аристократии. И несоответствия, нереализованная эволюционная выбраковка начинают накапливаться. В конце концов "плотину прорывает" и происходит то, что мы называем революцией, бунтом, мятежом, хаосом. А по-сути импульсное катастрофическое восстановление "эволюционной справедливости".
.
Если я правильно понял посыл статьи, товарищ намекает, что неплохо бы задуматься о более безопасном в долговременной перспективе устройстве общества. Не столько "либерализации" как таковой, столько о создании возможностей легальной/честной конкуренции. Ну и необходимости "Проекта", как средства синхронизации устремлений для избежания хаоса борьбы.
Отредактировано: Slant - 21 ноя 2021 17:06:05