Уже в этом году мы пережили целый ряд нововведений в плане сосредоточения. Сначала в рамках законопроекта Клишаса - Крашенинникова о публичной власти в субъектах РФ, сейчас новый закон о местном самоуправлении, а также вносятся поправки в избирательное законодательство вводящее повсеместно электронное голосование, наряду с голосованием бюллетенями. В будущем нас ждет еще несколько столь же громких нововведений, в том числе в вопросах контрактной системы, экономической и политики, системы правоохранительной деятельности (еще одна фаза реформы МВД) и ряд других начинаний. Это всё – звенья одной цепи укрепления вертикали власти. Россия сосредотачивается и продолжит этот процесс.
В мире же, в случае, если США так и не сможет додавить Китай на серьезные уступки в ракурсе 5-6 месяцев начнется большое огораживание, в рамках которого страны не только начнут формировать собственные зоны влияния, но и активно вводить инструменты их огораживания. Как в части ограничения СМИ и интернет коммуникация, так и ограничений на ведение бизнеса и социальную активность.
Причина этого предельно проста. Если США для сохранения мировой гегемонии необходимо загнать в Китай в жесткие экономические и международно-политические рамки, а сделать это не получится и тенденция к тому, что показатели Китая (реальные) будут опережать мифические показатели США продолжится у Америки не останется иных средств, как попытаться разделить мир на зоны экономико-политического влияния.
Реально СШПА ждет несколько лет снижения экономического доминирования иуменьше6ния политических возможностей. И в этой связи вполне рациональным будет не пытаться победить Китай, а на некоторое время заморозить ситуацию, если не через договор с Китаем, то через создание не пересекаемых барьеров для китайского присутствия.
Как это сделать? По лекалам холодной войны, разумеется. При этом, оставив США возможность стать хабом для всей своей зоны влияния на торговли с Китаем. Так будет преодолена зависимость США от поставок из Китая (они сохранятся только в ином выражении) и обеспечить себе транзакционную ренту за счет монополии на торговлю с Китаем. Перспектива эта опасна, поскольку имеет несколько уникальных черт.
Первая – это Россия, которая не будет частью зоны влияния США (слишком серьезно огораживание посредством американской санкционной политики в отношении России), но и частью Китайской зоны влияния тоже не будет, так как это противоречит парадигме безопасности, выработанной в том числе на рефлексии от событий пятидесятых годов. Сколько бы мы не говорили о «дружбе» с Китаем, в подсознании всегда скрывается осознание угрозы, которая учтена во всех доктринах России. Присутствие России препятствует не только гегемонии, но и биполярности. Более того, Россия не только сама ведет себя как один из полюсов мира, но и пытается другие страны превратить в такие полюса, например, Индию (что было продемонстрировано в ходе визита туда Путина).
Вторая – это зыбкость границ зон влияния. Слишком далеко зашли идеи глобальной торговли. Чтобы сразу перерубить все связующие узлы. А это значит, что растущий потенциал Китая будет продолжать давление и границы могут начать смещаться. В этом случае США необходимо превратить Китай, в массовой сознании, не только американцев, но и всех в рамках своей зоны влияния в некий мифологизированный образ экзистенциального врага. При этом, идея сделать таким китайский «коммунизм» натыкается на опошливание этой идей в американской масс-культуре все последние 30 лет и ущербность антитезиса в лице американского капитализма, утратившего свою былую притягательность и мифологию. Как итог – плавающие границы зон и попытка их укрепить.
А это значит, что, если кому-то удастся застолбить за собой какую-то зону в том или ином макрорегионе (как, например, России в Сирии), в итоге можно рассчитывать на игру по расширению собственной зоны влияния. А это уже совсем другой уровень планирования и организации.