https://www.business…cle/536945 Дробницкий.
«Реально обсуждаемая вещь — это возможность признания за Россией ее сфер влияния»
— Дмитрий Олегович, Россия провела серию переговоров с США и НАТО после того, как опубликовала проекты договоров о гарантиях безопасности. Как вы оцениваете все эти контакты?
— Во-первых, прошедшие переговоры, которые еще будут продолжаться, нельзя рассматривать с позиции классических переговоров, которые происходили в 70-80-х годах XX века и даже в начале 2000-х. Сейчас другая геостратегическая ситуация. Во-вторых, основная часть событий произошла еще до того, как делегации стали собираться в Женеве, потому что Россия заранее выступила с достаточно ясной декларацией. Ее, кстати, неверно называют ультиматумом. Ультиматум — это другое. А это декларация о намерениях, в которой изложены дипломатическая, военно-стратегическая и военно-техническая части. Проекты договоров с США и НАТО были выложены на сайте МИДа. А на большой конференции Путин объяснил, о чем идет речь. Суть в том, что у России есть красные линии, сфера влияния, жизненно важные интересы в области национальной безопасности в том числе за границами Российской Федерации. Все эти три пункта в последние десятилетия за Москвой не признавали. Незадолго до переговоров Байден говорил журналистам, что он не приемлет никаких красных линий. Но сам факт женевских переговоров и венских консультаций говорит о том, что это теперь легитимный дискурс.
Конечно, формально переговоры велись вокруг различного рода ударных систем, границ военно-политических блоков, армий и прочей военной инфраструктуры. Но на самом деле реально обсуждаемая вещь — это возможность признания за Россией ее сфер влияния и дальность распространения этого влияния за пределы наших границ. А подспудно встает вопрос, насколько Россия готова к тому, чтобы сферу этого влияния наполнять неким содержанием, поддерживать порядок и насколько с ней могут согласиться другие мировые игроки, в первую очередь США.
Конечно, эти переговоры не могли пройти гладко, очень конструктивно и закончиться подписанием каких-то документов. Сложно представить ситуацию, чтобы кто-то взял Parker или iPad и написал: «Мы признаем, что Россия — великая держава, у нее есть сферы влияния и она может обеспечивать свои национальные интересы в области безопасности в том числе за пределами своих границ, поскольку теперь все поменялось».
Но я все равно оцениваю эти контакты достаточно позитивно. Во-первых, они состоялись. Гораздо хуже было бы, если бы нам сказали, что с нами не о чем разговаривать, и отмахнулись: собака лает, караван идет. Кстати, если бы Блинкен рулил всем международным процессом, так бы и было. Сейчас бы в военных штабах по всему миру раздавались звонки, генералы многозвездные американские бегали бы с красными лицами, приводили бы все в боевую готовность. А тут сказали: «Ну давайте поговорим. Тем более давно не говорили». И легитимировали сам дискурс.
— Но мы все равно ни о чем не договорились. Да и сразу было понятно, что американцы не пойдут на условия России. На что мы надеялись?
— Россия заявила свои декларации. О том, что сфера интересов в области национальной безопасности у нас существует в том числе за пределами Российской Федерации. Дескать, вам придется с нами считаться, перестать делать вид, что нас не существует. Мы, в свою очередь, вынуждены это делать, потому что для нас это вопрос экзистенциальный. И мы все равно это будем делать. Хотелось бы путем переговоров. Нет — значит, сделаем явочным порядком. Все остальное — публикация документов на сайте МИДа, трехступенчатые переговоры в Европе, дальнейшие консультации при всей их важности — является только частью достижения соответствующей цели.
Подробнее на БО:
https://www.business…cle/536945
Отредактировано: Jameson - 24 янв 2022 23:48:42