Наверное, нет такого события сейчас к которому было бы приковано больше внимания, чем к специальной военной операции России. Это естественно. Интенсивные боевые действия, разрушенная инфраструктура крупных городов, сами по себе боевые действия в Европе, то, что позволили себе за последние 30 лет только штаты, бомбя Югославию. Действительно громкие события.
Но как ни странно, эти громкие события, безусловно эпохальные и трагические, при этом являются не более чем
. Фоном, для развивающемся пока не явно событийном ряде, который наверняка потом в учебниках истории (независимо от завершения и той стороны, которая будет в тоге победителем) будет оценена как поворотный пункт в истории. А
, ради чего делается всё происходящее разворачивается именно сейчас. Оно многим может представляться как некое «чудачество», по крайней мере европейским политикам. Но это не чудачество, не блажь, не морок. Это главное событие всего событийного ряда, которое должно либо открыть новую страницу истории, либо с корнем вырвать несколько предыдущих.
Скрытый текст
Сейчас многие задаются вопросом, почему военная операция на территории Украины проходит так вяло, малоактивно, медлительно. И тут, разумеется, можно говорить и о стремлении сохранить как можно больше жизней мирных людей, и о том, что российские силы имеют в несколько раз меньший численный состав … Вот только последнее – не объяснение, а скорее очередной вопрос. Если задумана масштабная военная операция, что на самом деле мешало накопить силы, которые бы превышали украинские и позволяли прийти к результату более быстрому и очевидному?
Вероятно, только то, что сама спецоперация является не более чем фоном, фоном для более масштабных явлений, разворачивающихся как бы за кадром. А что за кадром?
А за кадром у нас коренной слом трех систем и замена их на другие системы, действующие на иных принципах: глобальной системы безопасности, системы международных отношений и самое главное глобальной системы мировой экономики.
Первая система – глобальная система безопасности. Россия предложила США прописать новые принципы глобальной безопасности. Вместо коллективной безопасности, порожденной созданием блоков НАТО и Организацией Варшавского договора и державшейся на способности двух блоков к взаимному уничтожению, предлагается система, основанная на неделимой безопасности и принципе «нет безопасности одного за счет безопасности других». При построении такой системы то государство, которое попытается обеспечить свою безопасность в ущерб безопасности других встанет на грань противостояния со всеми, что, очевидно, крайне неблагоприятно. Это предложение было отвергнуто, но к нему обязательно вернутся, причем не на двухсторонней основе, а на фундаменте широкого консенсуса государств.
Вторая система – система международных отношений. Блоковая система, возникшая на основе принципов ялтинско-потсдамской системы международных отношений со всей очевидностью, прохудилась, скатившись к мировому гегемонизму. Эта система стала сама по себе угрозой миру и развитию человечества, но поддерживалась стремлением к сохранению институтов Ялтинской и Потсдамской конференций, включая ООН и нежеланием отдельных государств уступать захваченные позиции мирового судьи. Пекинское заявление 4 февраля 2022 года России и КНР открывает первую страницу видения нового порядка мировых отношений, но не всю конструкцию, которая, что опять же очевидно, будет достраиваться долго, может быть в течение целого десятилетия.
Третья система - глобальная система мировой экономики. Существующая ныне система построена на принципах доминирования доллара в международных расчетах и фиксации резервных валют в корзине МВФ, попытке создания глобального института международной торговли – Всемирной торговой организации и санкционной политике, как формы экономической борьбы политическими средствами обветшала и должна быть сломлена. Это осознает весь современный мир. И европейские страны, попытавшиеся бросить вызов доллару в международной торговле, введя евро, и Китай, продвигая юань. И США, уходя от институтов ВТО (в бесплодной попытке в рамках дохийского раунда переговоров прийти к перераспределению богатств от добывающих и производящих экономик к экономикам аграрным и технологическим). И система транснациональной корпораций и фондов, контролирующих предприятия, за фасадом которых хитро маскируется такой уровень монополизации, который ранее планете был неведом. Смысл же новой системы прост, его можно условно назвать – принципом «неделимой дипломатии», под которым нужно понимать недопустимость политических сговоров в ущерб третьим странам.
Сейчас эта система взрывается изнутри. Взрывается подписанным сегодня указом В.В. Путина о продаже трубопроводного газа за рубли. И хотя кажущийся смысл этой меры в том, чтобы пробить санкционный барьер, выстроенный коллективным Западом, и заставить нарушать собственные же меры давления, на деле он немного о другом. Те, кто пытается смело говорить, о том, что Путин решил вывести Россию в число стран, чьи деньги тоже становятся средством расчета в международном товарном обмене, то есть видя в этом попытку откусить что-то от «долларового» и «еврового» пирога, тоже не видят подлинного смысла происходящего. А подлинное значение заключается в том, чтобы продемонстрировать, что мировая экономика едина и неделима и попытка нажиться одному за счет других обречена на провал, поскольку кажущаяся экономически изолированной, конкретная страна может оказывать на мировой рынок такой эффект, который поставит в затруднительное (если не гибельное) положение стабильность мировой экономики. И вот тут как раз и должен появиться новый принцип мировой экономической системы – принцип «неделимого богатства», основанный на понимании, что недопустимо приобретать богатства (наживаться) одним, за счет создания бедственного положения других, за счет эксплуатации, даже не людей, а целых народов, за счет неоколониального налога, за счет необоснованной ренты, построенной на ранее накопленных приоритетах и преимуществах. Введение торговли рублем за газ в конечном итоге должно привести к торговле товарами за национальные валюты, а в итоге к созданию универсальной вне государственной расчетной единицы, не позволяющей использовать валюту государства в качестве средства взимания неоколониального налога.
Таким образом на заднем фоне – идет эпохальная борьба. Борьба за новый «неделимый мир» включающий в себя «неделимую безопасность», «неделимую дипломатию» и «неделимое богатство».
Вы спросите, причем тут Украина? А Украина – тот самый коготок у птички, который заставил бы сильных мира сего влезть в санкционную войну, ввести невыгодные для себя, или крайне неприятные с точки зрения политических последствий санкции и получить демонстрацию невозможности добиться своих целей такими методам. Без Украины 2022 это было бы невозможным. Что собственно мы начинаем наблюдать прямо сейчас.
Спираль не круг, виток иной.
Закончив цикл, начнёшь другой.