Россия переходит к полноценному использованию блокирующих санкций в качестве инструмента специальных экономических мер или, проще говоря, наших собственных санкций. На раскачку понадобилось 10 лет.
Напомним, что в постсоветский период блокирующие санкции в отношении российских лиц были впервые установлены США Законом им. Сергея Магнитского. После 2014 г. правовые механизмы, регулирующие использование блокирующих санкций против российских лиц, множились как грибы по самым разным темам: Украина, Сирия, вмешательство, дело Скрипалей, дело Навального, Северный поток-2, снова Украина.
ЕС, Великобритания и целый ряд других государств также использовали такие санкции.
Суть блокирующих санкций в запрете на любые финансовые транзакции с физическим или юридическим лицом, внесенным в соответствующий список. По факту это означает запрет на любую сделку, так как без финансовой составляющей, в том или ином виде, она лишена смысла.
Несмотря на активное применение блокирующих санкций западными странами, Россия долгое время избегала их использования. Отчасти в этом был смысл. Доля США, ЕС и других западных стран в мировой экономике и финансах достаточно велика. А значит их блокировки могут иметь эффект. Наша доля низка, соответственно и эффект от таких санкций будет ниже.
Вместе с тем, без блокирующих санкциях наши "зеркальные ответы" на санкции были вовсе не зеркальными. Мы вводили, в основном, визовые санкции против тех или иных лиц, однако к запретам на транзакции с ними не прибегали. В качестве контрмер мы также использовали экспортный контроль и ограничения на импорт (например, продэмбарго).
Шагом вперед стало Постановление Правительства 1300 от 22 октября 2018 г. В нем говорилось об использовании в качестве специальных экономических мер заморозки активов поименованных в приложении лиц. Фактически, такие санкции можно было считать блокирующими.
Но в списке лиц значились только украинские граждане и организации. Постановление 1300 не распространялось на граждан других стран, вводящих против России санкции.
России понадобилось пройти через настоящее санкционное цунами, чтобы ввести в свой инструментарий полноценные блокирующие санкции.
Соответствующий указ Президента подписан 3 мая с.г.Указ запрещает организациям и лицам в российской юрисдикции совершать сделки, исполнять обязательства по совершенным сделкам, осуществлять финансовые операции в интересах зарубежных лиц, находящихся под санкциями. Таким лицам также запрещено поставлять российское сырье. Список таких лиц должно подготовить правительство.
Понятие "блокировка" в Указе не используется.
Но по своей сути механизм близок к блокирующим санкциям западного образца. Впрочем, к новой норме есть некоторые вопросы. Например, п. (а), ст. 2 запрещает совершать сделки, тогда как п. (б) запрещает поставлять сырье. П. (б) в данном случае представляется избыточным, так как поставка сырья в интересах лица под санкциями вряд ли возможна без сделки. Можно было бы вывести ограничения по поставке сырья в категорию экспортного контроля. Это удобнее с точки зрения имплементации нормы.
Указ пока не уточняет, распространяются ли ограничения на дочерние предприятия лиц под санкциями (подобно правилу 50% в США, ЕС, Великобритании и др.).
Кроме того, пока отсутствуют нормы об ответственности за нарушение российского режима санкций. За рубежом такие нормы существуют и активно применяются.
http://publication.p…angeSize=1
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия