МИР: Россия становится государством-изгоем и изгоем. Но и к бедному клиенту из Китая?
Фукуяма: Точно так же. Это видно из последовательных международных санкций, которые вскоре также распространятся на газ и нефть. Это поражение Путина тесно связано с системой, которую он построил и контролирует. Западные демократии имеют систему институциональных гарантий-сдержек и противовесов – которые ограничивают власть исполнительной власти, правительства, президента или главы правительства. Путин правит самовластно и самовластно, без каких-либо ограничений,
к тому же отрезанный от информации и экспертного совета. Он живет в мире собственных заблуждений. Украина-тому пример. Все, что он придумывал по этому поводу, неверно, но он придерживался этих иллюзий, потому что он построил правление одного человека. Кроме того, у него явно проблемы с психическим здоровьем. Он параноидальная личность. Он никого не слушает и увлечен фантазиями. Это, кстати, показывает опасность авторитаризма или единоличного правления для каждой страны. России будет очень трудно выбраться из той пропасти, в которую она сама себя ввергла. Она будет исключена из международного порядка, как и Северная Корея.
МИР: Может ли это быть рассветом России как мировой державы, какой она была при царях, а затем как Советский Союз? Сегодня это гигант на глиняных ногах, единственным активом которого является атомная бомба и подземная периодическая таблица.
Фукуяма: Если Россия не уйдет с выбранного пути, то такой сценарий возможен. Но нельзя забывать, что ядерное оружие представляет реальную угрозу. Особенно от лидера, который в отчаянии и действует иррационально. Мы не можем предсказать, что кто-то, как Путин, будет делать. Мы не знаем, что происходит в его окружении. Можно предположить, что элита служб безопасности и армии не в восторге от развития событий. В этой стране есть прецеденты для свержения правителя его последователями. Никита Хрущев был свергнут после кубинского ракетного кризиса. А катастрофа на Украине значительно хуже. Однако я бы не стал полностью списывать Россию. Это все еще страна с большими ресурсами. Унижение велико, но не следует
недооценивать Россию. Запад не должен быть слишком самоуверенным.
МИР: Но Запад, похоже, все-таки очень набрался сил.
Фукуяма: Конечно. Единство, проявленное Западом, поразительно. Не только правительства, но и общества замечательно выступили против России и выступили за Украину. Польша делает в этом отношении очень многое. Когда несколько лет назад я сказал и написал, что Украина становится фронтовым государством в противостоянии Запада и России, ответ был таков: "Но куда вы думаете! Кого волнует Украина!". Сегодня трудно представить такую точку зрения. Мы понимаем, что демократию необходимо активно защищать, и это позитивный урок из этих событий. Жаль только, что украинцам придется заплатить ужасную цену за этот урок.
МИР: Выиграет ли Китай от войны и выйдет из нее еще сильнее?
Фукуяма: Сильнее да, но многое зависит от того, как китайцы будут интерпретировать эту войну. Широко распространено предположение, что для них это полигон для вторжения в Тайвань. Но с самого начала не ясно, какие выводы вы сделаете из своих наблюдений. Поражение России могло бы ослабить их энтузиазм и уверенность. Вторжение в Тайвань намного сложнее и сложнее в военном и технологическом плане, чем российское вторжение на Украину. Теперь вы будете действовать более осторожно. Точно так же вы, возможно, уже сожалеете о стратегическом альянсе с Россией, о котором вы объявили во время зимних Олимпийских игр в Пекине. Альянс отнюдь не успешен, поскольку Китай объединился с международным парией. Вы могли бы пересмотреть это еще раз. Кроме того, у Китая есть проблема, аналогичная России, в том, что касается принятия политических решений, потому что это не демократия, а партийная диктатура.