Полная утрата доверия – именно так можно охарактеризовать индикаторы потребительского доверия и бизнес климата в США.Индекс Consumer Sentiment Мичиганского университета находится на очень низком уровне по историческим меркам – всего 59 пунктов, что значительно ниже COVID кризиса (73 пункта) и сопоставимо с кризисом 2008-2009 и инфляционным кризисом в начале 80-х.
Важно отметить, что рецессия в американской экономике происходила каждый раз, когда индекс опускался ниже 75, а на этот раз почти 1.5 года индекс ниже этого уровня.
Conference Board Consumer Confidence Index также демонстрирует устойчиво нисходящий тренд, хотя база сравнения и относительные уровни другие из-за иной методологии расчета.
Текущие уровни индекса сопоставимы с COVID кризисом 2020, однако нарратив оценок респондентов изменился.
Какие тенденции стоит отметить по анализу отчетов потребительской уверенности за последние полгода? В 2020 основное опасение заключалось в потере рабочего места и источника доходов, а в 2022 все наоборот – рабочих мест необычайно много, а
проблема сконцентрирована в стремительном обесценении доходов и активов.Нет опасения в сохранении источников доходов, а есть высокая неопределенность в их распределении и покупательной способности.
Баланс выраженных пессимистов (23%) выше, чем оптимистов (20%).
Чем более бедная группа населения, тем сильнее инфляционное воздействие, т.к. рост цен на продукты питания, энергию и коммунальные расходы в структуре расходов занимает наибольшую долю, однако именно эти категории товаров растет в цене сильнее всего.
Существенно снижается способность и склонность к покупкам товаров долгосрочного пользования и в особенности недвижимости. Причина – снижение доступности из-за роста цен и распределение почти всех доходов в товары и услуги первой необходимости, что сужает и опустошает буфер для прочих (необязательных расходов).
В более обеспеченной группе населения потребительское доверие рухнуло в соответствии с обесценением активов и экономической неопределенностью.
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия