И это не пустые предупреждения. За последние пять лет органы общественной безопасности КНР, а также органы по делам миграции по всей стране в соответствии с законом провели расследование и вынесли соответствующие решения по делам 528,8 тысяч иностранцев, которые незаконно въехали, остались или работали в Китае. 351 тысяча человек из этого числа были депортированы. Об этом говорится в опубликованном заявлении Государственного управления по делам миграции КНР. Скорее всего, этим людям обратная дорога теперь закрыта.
В целом китайские миграционные власти крайне жестко относятся к иностранцам, нарушающим миграционное законодательство. Да и вообще миграционные правила в Китае очень сложные для желающих приехать или поселиться в КНР, не говоря уже о получении вида на жительство. Мягко говоря, к иностранцам, которые рассчитывают осесть в Поднебесной, здесь относятся не очень приветливо.
Безусловно, есть исключения. Они касаются в основном тех, кто заключил браки с гражданами Китая, а также высококвалифицированных специалистов. Хотя получение долгосрочной рабочей визы для так называемых «лаоваев» (иностранцев) тоже процесс непростой и не быстрый. В некоторых случаях он требует участия местных юристов, значительных средств и изобретательности. Так китайские власти оберегают местную рабочую силу от избыточной конкуренции со стороны иностранцев, а также исключают попадание в КНР криминальных элементов. Миллионы мигрантов, которые приезжают в Россию легально и нелегально, в Китае немыслимы.
В последнее время миграционное законодательство КНР становится еще строже.
«Власти КНР ужесточают меры, направленные против незаконного пребывания иностранцев в стране, в том числе, нелегального въезда, проживания без регистрации, по просроченным визам и паспортам, нелегальной трудовой деятельности и связанным с этим налоговыми преступлениями», — предупреждает на своем сайте посольство России в Пекине.
Для работы в Китае необходимо получить «разрешение на работу» и разрешение на временное проживание «рабочей» категории. Введено понятие «нелегальное трудоустройство», то есть работа в стране при отсутствии «разрешения на работу» и разрешения на временное проживание «рабочей» категории. А работа, не соответствующая заявленной в «разрешении», также является правонарушением. Незаконная трудовая деятельность иностранцев облагается штрафом от 5 до 20 тысяч юаней (свыше 220 тысяч рублей), при отягчающих обстоятельствах применяется задержание на срок от 5 до 15 дней в дополнение к штрафу.
При этом нужно иметь в виду, что любой иностранец (въехавший по визе или без нее), который прибывает в Китай, должен оформить временную регистрацию на территории страны в течение 24 часов. Тем, кто это не сделает, грозит штраф — 500 юаней (5,5-6 тысяч рублей) за каждый день просрочки. И это правило неукоснительно соблюдается, поскольку миграционные службы и полиция за этим тщательно следят.
Осторожность китайских миграционных властей отражается и на китайско-российских обменах, в том числе туристических. В частности, до сих пор не восстановлен режим обмена безвизовыми туристическими группами, который работал в период до пандемии COVID-19. Правда, определенные подвижки есть. Не так давно руководство Хабаровского края договорилось с китайской стороной о возможности для россиян получать китайские визы по прибытии в китайский город Фуюань. Этот город и раньше был оживленной точкой на пути наших взаимных туристических обменов.
27 июня МИД РФ сообщил, что будет возможен безвизовый транзит российских граждан, следующих через территорию Китая. Однако при соблюдении жестких условий: если гражданин России не предполагает выхода из транзитной зоны китайского аэропорта, а длительность пребывания в ней не превышает 24 часов. В остальных случаях требуется оформление соответствующей транзитной визы. При этом действовавшие до начала пандемии COVID-19 программы местных властей, предусматривавшие безвизовое пребывание иностранных граждан на территории КНР в течение 72 либо 144 часов с возможностью выхода из транзитной зоны аэропорта, пока не возобновлены.
Было бы логично с учетом российско-китайских отношений ожидать в нынешних условиях расширения возможностей для взаимных гуманитарных обменов. Россияне с удовольствием поехали бы в Китай, в том числе на солнечный остров Хайнань, что на юге КНР, а китайцы — по местам своего традиционного паломничества в России: в Москву, в Санкт-Петербург, Ульяновск и другие города.
В феврале 2023 года Россия и Китай объявили о возобновлении соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, которое было приостановлено во время пандемии. Оно позволяет группам от 5 до 50 человек находиться на территории страны в течение 15 дней. Но по факту работать система не начала до сих пор. По заявлению заместителя министра экономического развития Дмитрия Вахрукова, сделанному на ПМЭФ-2023, соглашение якобы должно быть перезапущено в первой половине июля. Вроде бы мяч на китайской стороне, и мы ожидаем решения со стороны наших партнеров.
Однако сейчас приходит информация, что, вероятно, соглашение может возобновиться лишь к концу текущего года из-за того, что китайские ведомства не сформировали список китайских туроператоров, которые будут допущены к осуществлению безвизового обмена. Пока ждем.
Кстати, лишь совсем недавно был восстановлен безвизовый въезд для граждан Казахстана, который действовал в 90-х и двухтысячных годах. В мае нынешнего года во время визита в Пекин президента Казахстана Токаева было заключено межправительственное соглашение о взаимном освобождении граждан двух стран от визовых требований при туристических и деловых поездках. Оно касается поездок на период, не превышающий 30 календарных дней с момента пересечения государственной границы. Суммарно разрешено находиться без визы 90 календарных дней в течение полугода. И это можно считать большим достижением казахской стороны.