Инфотейнмент против мозгаДавайте заглянем западному обывателю в нутро, в смысле, повседневную жизнь. Что он там регулярно потребляет в смысле информации? Новости нынче смотреть не модно. Большинство моих знакомых, к примеру, брезгливо скажут, что телевизор — это для маразматичных бабушек и отчаянных домохозяек. То ли дело интернет, там врать, конечно, не будут. Впрочем, en masse и в интернете на остросоциальные темы никто не роется — зато у всех есть подписка на какой-нибудь стрим-сервис а ля Netflix, Sky, Plex или Amazon Prime. А это прорва фильмов и сериалов. Особенно популярны сериалы, которые, как жвачку, можно смотреть бессмысленно и долго. Меня, еще помнящую, как «Богатые тоже плачут» держали монополию на жанр и всех нас в восторге от Луиса Альберто, до сих пор поражает такое количество расплодившегося западного «мыла». Количество, как это водится, не равно качеству, и 99 процентов контента — абсолютная полова. Но даже если взглянуть на наиболее разрекламированные, высокобюджетные, кассовые и популярные ТВ-эпопеи, впадаешь в тягостное недоумение. Возьмем, чтобы далеко не ходить, из последнего: «Дом Дракона» (приквел «Игры престолов»), «Кольца власти» (приквел «Властелина колец») и «Ведьмака» (как бы по мотивам одноименных книг А. Сапковского). Денег потрачено страшное количество, фанаты несколько лет замирали в ожидании — в итоге родилось унылое гэ. Сюжета как такового нет, актеры играют натужно и глаз не радуют (за исключением Генри Кавилла, который играть не умеет вовсе, но ему простительно), визуальные эффекты состряпаны на коленке и «где деньги, Зин?» — непонятно. Зато есть негры. Негры-эльфы, негры-гномы, негры-хоббиты, негры-маги и негры-блондины. Собственно, это все. Главная интрига «Колец власти» в том, что какой-то контуженный бомж, упавший на землю в результате метеоритного дождя, рыскает по лесу в рванине и что-то мычит, а в последней серии внезапно провозглашает: «Я — хороший», и мы как бы понимаем, что это Гэндальф — честь, совесть и мудрость толкиновского Средиземья.
В «Доме Дракона» все крутится вокруг того, что некий дядя хочет вдуть своей страшненькой племяннице, а как вдувает — теряет к ней всякий интерес. В «Ведьмаке» вообще такая мутная бредятина, что я бы на месте Сапковского умерла от стыда и тут же перевернулась в гробу. Особенно впечатлил момент, когда могущественную ведьму (естественно, негритянку) в конце одного сезона сажают в тюрьму, а в начале следующего она все еще сидит, но килограмм на 15 поправилась. Актриса, в смысле. Я проверяла — она не беременная и не рожала. Странно, что из тюрьмы девушка при этом упорно пытается бежать в голодный свободный мир. Подводя итог, «лучшие» сериалы года — отвратительная гадость, рассчитанная либо на зрителей 10-летнего возраста, не озабоченных логикой, причинно-следственной связью и прочим здравым смыслом, либо на великовозрастных идиотов, оставшихся на уровне развития 12-летних. Не думаю, что у «Нетфликса» и «Амазона» действительно нет толковых сценаристов и режиссеров. Скорее, эта туфта клепается нарочно, поскольку если альтернативы нет, народ примет и это как «нормальное кино».
Кстати, о кино. В России, к большому счастью, западные блокбастеры нынче не в чести, а у нас вот «премьерами сезона» неизменно становятся не глубокие психологические драмы, а какой-нибудь очередной отход пищеварения компании «Марвел». Это уж вовсе in your face, как говорят наши враги, поскольку комиксы изначально рассчитаны на детей и подростков. Ничего не имею против мультфильмов, но если взрослый человек смотрит исключительно «Ну, погоди» — согласитесь, это странно. Я смотрела несколько этих «шедевров» с Суперменом, Тором и Железным Человеком. Ощущения, как после обеда в «МакДональдсе»: вроде и поел, а желудку плохо, разуму стыдно и хочется сдать тест на диабет. Непроходимую тупость и одномерность Супермена не спасает даже Генри Кавилл — а ведь я готова простить ему практически все. Как может выглядеть общество, регулярно потребляющее этот контент для умственно отсталых тинейджеров? Вот так оно и выглядит.
Эмоции и разум: кто лишний?Впрочем, и помимо кино- и телевидения окрепнуть духом нашему человеку не дают. Даже если он таки лезет в какие-то дебри новостей и ищет более глубокие смыслы (документалку, там, смотрит, или «исторически достоверный» сериал «Чернобыль») — что его ждет? Из любого утюга ему давят на жалость, выжимают эмоции и провоцируют на истерику. С одной стороны, подача новостей была таковой всегда, с другой — новостями здесь не ограничиваются. Про важность «эмоций» вам расскажет и любой психолог, к которым у нас очень модно бегать с каким-нибудь выгоранием, депрессией или «пограничным расстройством» (я так понимаю, это на грани между ку-ку и не совсем ку-ку). Очень популярно стало потрясать таким «научным термином», как «эмоциональный интеллект» (я лично считаю, это вроде утешительного приза тем, кому обычный не достался). В общем, слово «эмоции» у меня давно вызывает… кхм, чувства аналогичные «демократии»: значит, сейчас начнут втюхивать какой-то вздор. Ибо эмоция — это то, что выключает логику и способность мыслить холодно, спокойно и непредвзято. Это то, что низводит нас, взрослых людей, до уровня трехлеток, катающихся по полу в магазине и сучащих ножками, поскольку мама не купила игрушку. Это также то, что снимает ответственность за собственные поступки. Помнится, одна моя знакомая дама бальзаковского возраста, не раз объясняла свое странное (и довольно мерзкое) поведение как: «Понимаешь, мне было больно!» И для нее это было оправданием: ей же даже психолог говорил, как важно уважать свои эмоции. Я не спорю — важно. Но для них есть место и время. Если тебя распирает, пойди ударь боксерскую грушу, отожмись сто раз от пола, напейся, наконец. Исходить же публичным ментальным поносом — это не «раскрытие своего внутреннего мира» и не «выстраивание границ», это детская истерика, оправданий которой нет. И, однако, мы наблюдаем ее везде как некую норму реакции граждан на любое неоднозначное событие. В Европах подобная истеричность нынче называется «чувствительностью» или — бинго! — «эмоциональностью». Звучит хорошо, как и «бодипозитивный». Увы, суть от этого аппетитнее не становится.
В итоге имеем общество, не способное воспринимать продукт сложнее «Марвела» и постоянно истерящее по любому поводу. Странно ли, что в Европе стремительно падает рождаемость и разрушается институт семьи? Брак и дети — это как раз про ответственность, умение «владеть собою средь толпы смятенной» и прочие унылые «взрослые» будни. Куда интереснее путешествовать, «открывать для себя разные страны» (новые эмоции!) и играть в компьютерные игры, удивительно похожие на экранизации комиксов. Там всегда есть перезагрузка и Duke Nukem никогда не умрет. Опять-таки, не поймите меня превратно, я сама большой фанат игры «Dragon Age» или того же «Ведьмака». Там персонажи куда глубже ваших негров-альбиносов и отъевшихся на тюремных харчах волшебниц. Но я все же рублю драконов, уложив ребенка спать и не возвожу это занятие в смысл жизни, лопоча о том, что иметь детей — это неэкологично.
Отдельным аспектом инфантилизации является, безусловно, пропаганда ЛГБТ, но о ней уже писано столько, что не хочется мусолить. Очевидно, однако, что лет 50 назад дети (по крайней мере советские) все больше мечтали о том, чтобы стать космонавтами или радиотехниками, а нынче им вместо этого предлагается исследовать свой гендер до помутнения в глазах. До космоса ли тут? Не говоря уж о том, что если гомосексуалистам просто сложнее завести ребенка, то трансгендеры, как правило, стерильны. И сами не взрослеют, и не размножаются — такой дивный заповедник, вернее, цветущий сад вечных Питеров Пэнов а ля «Дом бессмертных» из «Игры престолов».
Україна — це Європа!А что там у нас с многострадальной ненькой? Украина, как известно, всегда стремилась в Европу, выпрыгивая из неглиже и теряя по пути портки. Соответственно, они в струе, я бы даже сказала, в авангарде европейского тренда на впадение в детство. Евроукры пошли даже дальше учителей, поскольку кроме жесткой истерики и отряда боевых гомосеков в рядах ВСУ обладают еще одним атрибутом младенцев: абсолютной уверенностью, что им все и всегда обязаны. Не знаю, честно говоря, как именно развилась эта патология. На ум почему-то приходит рекламный слоган компании L´oreal, навязчиво звучавший из телевизора в моем детстве: «Адже я цього варта» (ведь я этого достойна). Аргумент сколь недоказуемый, столь и универсальный, ибо «цього» может быть чем угодно. Главное: самому напрягаться не надо, придут и сами дадут. А не дадут — значит, просто не повезло, ну или злые москали помешали.
На уровне отдельного человека такая пассивная жизненная позиция выглядит относительно безобидно. С Надеждой мы пять лет учились в одном классе. Учились плюс-минус одинаково и считались «умненькими». Потом я переехала в другой район, а Надя открыла для себя подростковый возраст, мальчиков и «гуляния во дворе». У меня во дворе водились, в основном, пенсионеры, потому я продолжала учить уроки. Надя же заканчивала школу исключительно вопреки гуляниям, и, однако, закончила без троек. В вуз ее устроила мама, заплатив за контрактную форму обучения. Вуз это был весьма занюханный, и подруга моя могла хотя бы попытаться поступить на бюджет, но ей это и в голову не пришло: тогда все знали, что без связей и взяток на Украине никуда не поступишь. В вузе гуляния продолжались, к ним добавилась романтика общаг, дешевых сигарет и ночных бдений под «Пикник». Кто-то из поклонников делал за Надю лабораторные, и институт она, пусть сильно на бровях, но закончила. Месяц вяло поискала работу — и вернулась из областного центра в родное захолустье, поскольку поняла, что работу без блата тоже не найдешь. Отдыхала пару лет в киоске на кассе, потом рванула замуж и уволилась в рамках подготовки к беременности и декрету. В декрете Надя сидела года четыре, периодически рассказывая мне, как хочет найти работу, но ее в нашей провинции, естественно, нет, а тут еще ребенок. Ребенку, меж тем, 11 лет, и последний год Надежда жалуется, что в войну его одного дома не оставишь. А она так бы хотела где-то работать. Если ее спросить — все решения ее жизни были вызваны исключительно необходимостью и отсутствием вариантов. Фактор личного выбора и ответственности за него отрицается как таковой. Если же прямо указать на лень и нежелание хоть на сантиметр сдвинуть свою заднюю точку, Надя просто обидится. Кто же добился в жизни большего (например, упорным трудом) — тому, по ее мнению, просто повезло.
Вам такие люди наверняка тоже знакомы. Жизнь с ними случается, и они ничего не могут с этим поделать. Они никогда ни в чем не виноваты и сидят в своей хате с краю исключительно в белом пальто, отказываясь понимать, насколько инфантильны их постоянные жалобы на жизнь. Как отдельный типаж в рамках статистической погрешности, их существование вполне нормально (как и геев, в конце-то концов). Когда же «не везет» всей как бы нации — это патология. А когда повальная часть населения еще и начинает агрессивно требовать сатисфакции от всех, кого может достать своими воплями, — получается Украина. Украина, этот самый буйный перезрелый младенец в европейском детском саду для отстающих. Смешно (и страшно, если честно) смотреть, как европолитики, цепляющиеся за помочи «воспитателя» в лице США и активно норовящие залезть ему на ручки для демонстрации лояльности, начинают обвинять какого-нибудь Зеленского в неблагодарности. Что, один Зеленский? Большая часть евроукров железобетонно уверена, что Запад ей должен «как земля колхозу». У них нет ответственности за прошлое: в нем всегда виновата Россия, коммунисты, коррупция и олигархи. У них нет ответственности и за собственное будущее, ибо процветание их «нации» должен в который раз обеспечить кто-то извне. Победу — западное оружие, «розбудову» Украины — западные же капиталы. Мысль о личном активном вкладе (а ля «мы начнем отстраивать заводы, школы и садики») не звучит нигде. Как максимум, «мы» упоминается только в контексте будущих зарплат и пенсий по 10 000 евро. Я думаю, даже моя подруга Надя на это тайно надеется. Адже вона цього варта.
Наконец, в бессмысленной ненависти укропатриотов к «русне», включая беременных и младенцев, тоже есть что-то от жестокости испорченных детишек, оставшихся без присмотра взрослых. У таких недорослей нет уважения к человеческой жизни, как нет и самого понятия добра и зла. Они еще не стали по-настоящему людьми — или уже никогда не станут.
Очень хочется верить, что на место всех этих пускающих слюни и сопли детишек придут спокойные, скупые на эмоции взрослые люди, готовые покупать свою удачу ценой тяжелого труда. В конце концов, и сама СВО — некий акт ответственности и сигнал о том, что сучащего ножками дитятю пора поставить в угол или вынести вон. И здесь возможен личный вклад каждого. Если мы все задавим в себе внутреннюю Бербок (или внутреннего Стрелкова, кому это ближе), то России непременно «повезет». В конце концов, так было всегда.
Маргарита Кабак