В октябре 2022 года по результатам сентябрьских выборов президент Италии Серджо Маттарелла назначил Джорджию Мелони первой женщиной — премьер-министром, которая сменила Марио Драги, ушедшего в отставку на фоне правительственного кризиса. До своего премьерства Драги был президентом Европейского центрального банка и близким сподвижником главы ВЭФ Клауса Шваба.
Серджио Маттарелла OMRI, ученый и юрист, занимает пост президента Италии с 2015 года. Атрибут OMRI расшифровывается как орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» и может считаться итальянским эквивалентом рыцарского звания.
Женщина, мать, христианка
Свои приоритеты Мелони обозначила в яркой речи, которую она произнесла в Испании в июне прошлого года.
«Да — традиционной семье, нет — ЛГБТ-лобби, да — сексуальной идентичности, нет — гендерной идеологии, ... нет — исламистскому насилию, да — обеспечению безопасности границ, нет — массовой миграции... нет — крупным международным финансам... нет — бюрократам Брюсселя!».
В другой широко цитируемой речи 2019 года она заявила: «Я —Джорджия, я — женщина, я — мать... Я — христианка».
На пост нового министра Италии по вопросам семьи и рождаемости она выбрала Евгению Рокчеллу, которая выступала против абортов и угрожала отменить недавно принятые законы, разрешающие однополым парам иметь детей.
Тем не менее, Мелони пообещала править «для всех». Ей пришлось заверить союзников Италии как в НАТО, так и в ЕС, что никаких изменений в области внешней политики не произойдет. Это важный момент, поскольку оба ее партнера по коалиции, Маттео Сальвини, возглавляющий Лигу, и правоцентристская партия покойного Сильвио Берлускони Forza Italia, были решительными сторонниками российского президента Владимира Путина.
«Джорджия Мелони происходит из постфашистской культурной среды, но в последнее время она заняла очень умеренную позицию и заявила, что не будет менять политику [своего предшественника Марио] Драги в отношении Украины», — рассказал Би-би-си итальянский политолог, профессор Роберто Д’Алимонте. «Она сделала это, потому что ей нужно было укрепить свои полномочия, чтобы стать законным кандидатом на пост премьер-министра».
Разговор по существу
17 февраля 2023 года президент Маттарелла встретился в Риме с Ван И — членом Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК). Он — заведующий канцелярией Центральной комиссии по иностранным делам, фактически исполняющий обязанности министра иностранных дел (25 июля 2023 года официально объявлено, что китайский дипломат снова занял пост главы МИД КНР).
Это была самая сердечная и, как мне показалось, конструктивная и продуктивная встреча. Президент Италии и высокопоставленный представитель КНР говорили об укреплении двусторонних отношений в рамках инициативы «Один пояс, один путь» — BRI (Меморандум о взаимопонимании, подписан в 2019 году) и совместном продвижении многополярности.
Передавая теплые приветствия председателя Си Цзиньпина президенту Маттарелле, Ван И сказал, что Китай может представить новые возможности для развития китайско-итальянского сотрудничества. Он отметил, что двум странам следует возобновить всесторонние обмены на всех уровнях и содействовать взаимовыгодному сотрудничеству по всем направлениям.
Ван И подчеркнул, что Китай и Италия являются естественными партнерами в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), что является мощным стимулом для дальнейшего развития их двусторонних отношений.
Это послужило позитивным сигналом для укрепления китайско-итальянских отношений в рамках ОПОП, поскольку Италия является единственным членом ЕС и G7, участвующим в проекте.
Премьер уходит в отказ
На недавнем саммите НАТО в Вильнюсе (11-12 июля 2023 года) Мелони подтвердила на пресс-конференции, что 27 июля 2023 года по приглашению президента США она отправится в Вашингтон для встречи с Байденом.
Премьер-министр Италии подчеркнула, что Рим поддерживает Североатлантический альянс и вступление Киева в НАТО. Мелони высоко оценила «важные шаги НАТО вперед, к будущему вступлению Украины в Североатлантический союз». Она также подчеркнула этот момент, упомянув лидерство Италии в 2024 году в G7: «НАТО не должно терять фокус на своем Южном фланге и Глобальном Юге».
Мелони пошла еще дальше в поддержке военного альянса НАТО, заявив: «У нашей свободы есть своя цена. То, что мы инвестируем в оборону, возвращается в десятикратном размере с точки зрения защиты наших национальных интересов».
Далее премьер выступила за расширение сотрудничества между союзниками по НАТО в работе, которая ведется с Индо-Тихоокеанским регионом и, в первую очередь, с Китаем, отметив важность комплексного подхода к «системному сопернику», то есть с учетом таких вопросов, как безопасность цепочек поставок, особенно в области критически важных сырьевых материалов, и сохранение технологических преимуществ.
Эти соображения возникают по мере того, как правительство Мелони склоняется к выходу из Меморандума о взаимопонимании с Китаем, и этот вопрос, безусловно, будет поднят в ходе ее предстоящего визита в Вашингтон.
Очевидно, что это поворот на 180 градусов по сравнению с более ранней позицией Мелони в отношении НАТО и с диалогом президента Маттареллы в феврале 2023 года с Ван И. Это также демонстрирует давление США и ЕС, под которым находится итальянское правительство.
Мелони не вольна следовать своим предвыборным обещаниям и даже идеологии своей партии — сотрудничеству во имя многосторонности, отходу от неолиберального глобалистского доминирования, осуществляемого Вашингтоном, ЕС, ВЭФ и всей купленной и коррумпированной системой ООН по всему миру.
Итальянская свобода, национальный суверенитет — были спущены в канализацию, как и у многих других, в первую очередь, европейских стран — и это против воли большинства их граждан.
Оставаться или нет в BRI
Правительство Мелони под давлением США и ЕС склоняется к выходу из «Одного пояса, одного пути». Недавно в китайской газете Global Times Пекин выразил свою обеспокоенность по поводу отказа Италии от соглашения о сотрудничестве в BRI, которое основано на Меморандуме о взаимопонимании (MOU) от 2019 года. Соглашение должно быть автоматически продлено в марте 2024 года, если только одна из сторон не откажется от него, предупредив за три месяца до истечения срока.
Это дает Мелони достаточно времени, чтобы представить дело итальянскому парламенту, передать это решение и ответственность «демократическому» законодательному органу.
Выдвигая эту инициативу, Мелони также сказала, что можно иметь «отличные отношения с Китаем, не будучи частью стратегического плана», такого, как BRI.
Чтобы подлить масла в огонь, министр предпринимательства Италии Адольфо Урсо заявил Radio24, что правительство Мелони «не подвергается давлению ни со стороны США, ни Китая в отношении Меморандума [BRI]». Но он добавил, что с момента подписания Меморандума о взаимопонимании «наша торговля с Китаем значительно ухудшилась, в отличие от того, что произошло с Францией или Германией, которые вместо этого внедрили [новый] бизнес с Китаем. Это должно дать нам повод для размышлений».
Тем временем Китай ищет альтернативные средства для продвижения коммерческих возможностей и сотрудничества непосредственно с итальянским деловым сообществом.
BRI и итальянский парламент
Сенатор Стефания Кракси, член правящей коалиционной партии «Вперед, Италия» (Forza Italia) и председатель Комитета по иностранным делам и обороне заявила, что поддержит полное участие парламента в решении по вопросу о BRI.
Она высоко оценила «институциональный» подход премьер-министра Мелони, «который напоминает о необходимости привлечения парламента к решению такого деликатного вопроса, как Меморандум о взаимопонимании по ОПОП, одобрение которого в то время повлияло на динамику стратегических альянсов нашей страны». Она отметила, что Меморандум о взаимопонимании не был представлен парламенту на утверждение перед подписанием.
Сенатор Кракси добавила, что BRI «явно имеет не только коммерческие последствия, как некоторые представляли это при подписании в 2019 году. Доказательством является следующий факт: несмотря на то, что Италия является единственной западноевропейской страной, подписавшей его, объем торговли Италии с Китаем меньше, чем у других стран ЕС».
Она отметила, что подписание этого документа было ошибкой, поскольку это привело только к негативным последствиям.
Когда премьер-министр Мелони недавно выступала в парламенте, она повторила, что Италия могла бы иметь «отличные отношения с Китаем, не будучи частью стратегического плана», имея в виду BRI. Но она также сказала, что решение еще не принято, оценки продолжаются и что окончательное слово останется за людьми, «ищущими решения с учетом наших интересов».