Общепризнанным лидером в этом объединении, несомненно, является Нигерия, одна из самых густонаселенных стран Африки (214 млн человек) и самое экономически развитое государство региона, к тому же обладающая достаточно мощными вооруженными силами (около 80 тысяч человек). Для сравнения: силы мятежного Нигера в прошлом году насчитывали только 30 тысяч.
Но,как утверждает африканская и западная пресса, именно Нигерия начала спускать вопрос о нападении на Нигер на тормозах. Почему? Факторов немало, но остановимся на одном важном для современной Африки вопросе, который мы нередко игнорируем, и рассмотрим его на примере именно Нигерии.
Её население состоит из представителей более 250 этнических групп, каждая из которых сохраняет свои традиции, язык и культуру. Однако большинство (около 70% населения) составляют представители трех народов — хауса, йоруба и игбо. Причем эти представители делятся на христиан, мусульман и тех, кто продолжает придерживаться традиционных верований. Такой пестрый состав населения не может не влиять на политический курс страны: от него зависит как внутренняя, так, как это было в случае реакции на переворот в соседнем Нигере, и внешняя политика.
Но сначала — внутриполитические вопросы. Выборы президента в начале этого года проходили на фоне заметной поляризации по этническому и религиозному принципам: одни призывали не голосовать за кандидатов йоруба, другие — за игбо, третьи — за хауса. Причем последние делились еще на тех, кто не хотел видеть у власти мусульман, и тех, кого не устраивали христиане. Подобные разногласия, к слову, могут в перспективе привести к расколу страны на две части — северную (мусульманскую) и южную (христианскую). На данный момент президентом Нигерии является представитель народа йоруба Бола Ахмед Тинубу.
Исторически сложилось так, что одной из самых больших проблем нигерийской политики были трайбализм и непотизм, которые глубоко «въелись» в политический курс страны. Трайбализм в Нигерии выражается в неприязни одного племени к другому, которое, по их мнению, стоит социально «ниже». Поэтому такие люди не поощряют межплеменные браки, совместную работу, дружбу и так далее. Исходя из этого, отметим: Нигерия — это не про деление на регионы, это деление на племенные секторы.
В Нигерии трайбализм является плацдармом для этнических конфликтов. Потому что он политизирован: историческая вражда племен периодически перерастает в полномасштабную кровавую бойню, которую разжигают политические лидеры, устанавливая тотальный контроль над страной. Пробившись к власти, приверженцы того или иного племени назначают своих, зачастую неквалифицированных соплеменников на высокопоставленные должности, что влечет за собой не только проигрышную политику (как внутреннюю, так и внешнюю), но и еще сильнее разжигает межплеменную борьбу.
Помимо этого, СМИ также имеют племенной окрас, ведь многие из них служат оружием мягкой силы и службой дезинформации: они распространяют сплетни о том, что одна политическая партия была ориентирована на определенное племя (группу), в то время как другая фракция принадлежала к другой политической партии. То есть СМИ находятся «на передовой» этой этической проблемы. Политические элиты знают: разыгрывая племенную карту, они могут решить важнейшие вопросы в свою пользу.
Соцопросы показывают, что многие люди в Нигерии подверглись дискриминации из-за принадлежности к тому или иному племени. Или, например, большинство полицейских — это выходцы из того племени, к которому принадлежит президент страны. Все сделано для того, чтобы в случае волнений на «племенной почве» у национального лидера была защита.
Разумеется, Нигерия — не единственная страна с подобным этническим разнообразием. Важную роль в политической жизни принадлежность к тому или иному народу сыграла в Руанде и Бурунди (противостояние хуту и тутси). Хуту и тутси буквально натравили друг на друга политические лидеры, чтобы сохранить свою власть. И это привело к многочисленным человеческим жертвам.
Принадлежность к племени играет слишком весомую роль на выборах. Так, например, на последних выборах в Нигерии было множество случаев запугивания избирателей по этническому признаку. Кроме того, представитель игбо, третьего по численности народа Нигерии, так ни разу и не возглавил страну после перехода на демократический путь развития в 1999 году, что еще больше усиливает недовольство. И это при условии, что в Нигерии существует неформальная договоренность о ротации президентства между мусульманским севером и христианским югом.
Масла в огонь подлили и местные купленные СМИ, которые очернили репутацию Питера Оби, кандидата от Лейбористской партии (христианин, игбо), который набрал в первом туре больше голосов, чем Тинубу. Оби был обвинен в уничтожении мусульманских общин в его бытность на посту губернатора. Это лишь один пример, а подобных случаев — сотни.
А теперь вернемся к отношениям Нигерии и Нигера. Обе страны связаны долгой историей сотрудничества. Но июльский переворот в Нигере все нарушил. Хотя Нигерии и Нигеру необходимо сохранять тесные связи.
Во-первых, две эти станы объединяет широкое использование языка хауса, а также религия — ислам. В совокупности это укрепляет связи между Нигером и теми, кто живет на севере Нигерии. Во-вторых, эти страны вместе борются с транснациональными угрозами. Для Нигерии Нигер является ключевым союзником в борьбе с Боко Харам (запрещенная в России террористическая организация) и прочими террористическими группировками. Возникновение недоверия между двумя странами поставит под угрозу совместную работу в бассейне озера Чад, что чревато активизацией террористической деятельности, но и значительно ухудшит экономическое состояние обеих стран.
Важно, что это понимают и жители Нигерии. Так, все громче слышны голоса против использования вооруженных сил ЭКОВАС. Совсем недавно в одном из крупнейших городов Нигерии, Кано, нигерийцы вышли на улицы с лозунгами:
«Нигерцы — наши братья, нигерцы — тоже наша семья. Нигер наш, мы не хотим войны, война против Нигера — это несправедливость и заговор западных сил».
В частности, такие выступления были организованы представителями йоруба, которые с трепетом относятся к своим собратьям, проживающим в Нигере. Разумеется, это не могло оставить равнодушным президента Нигерии Тинубу, поскольку он также принадлежит к этому народу. Поэтому он резко изменил свое мнение относительно решения кризиса в Нигере и публично пожаловался на то, что его принудили решать вопрос силой, в то время как он хотел предложить план девятимесячного переходного правительства по примеру перехода к демократии в Нигерии в 1999 году.
Солидарность нигерийских и нигерских йоруба, или же межплеменная борьба между теми же йоруба, хауса и игбо внутри Нигерии — это вопрос, касающийся только одной страны континента. Последствия этого могут быть разные. Если власти Абуджи все-таки найдут способ консолидации различных племен под национальным началом, а не племенным (сначала нигериец, и уже потом хауса/йоруба/игбо), руководствуясь интересами страны, то все будет хорошо.
А вот если нынешнюю ситуацию не удастся исправить, страну в лучшем случае ждет все обостряющееся противостояние племен, то есть долговременная смута. В худшем случае это может закончиться ее распадом по религиозному (ислам, христианство) или племенному признаку. Сигнал уже есть — народ игбо все резче заявляет о необходимости своего отделения и создания собственного государства. Так что Абудже есть, над чем задуматься...