И вдруг Германия посылает несколько интересных сигналов, суть которых меняет просто все. Они готовы снять эмбарго на поставку «Тайфунов», что уже само по себе сенсация. А как же коалиция?
Более того, они готовы даже выйти из 100-миллиардного проекта с Францией и Испанией, имеется в виду знаменитый блокбастер FCAS (Future Combat Air System), который называют самым важным оборонным проектом Европы. А далее присоединиться к англичанам даже не столько в проекте «Еврофайтер», сколько в создании истребителя-невидимки «Tempest» в знаменитой «Буре», выпуск которого намечен на 2035 год. Разработкой занимается все та же BAE Systems, плюс Rolls Royce и иже с ними итальянские и японские партнеры.
Получается: в немецкой канцелярии посчитали, что особого смысла в финансировании FCAS нет и надо либо объединить их с «Tempest», либо вообще присоединиться к «Буре».
После обнародования такого рода утечек в европейской прессе замелькали ссылки на «неназванные источники из коалиции Германии», которые в принципе склонялись к одному: отношения Франции и Германии трещат. Коль с Миттераном держались за руки на совместных торжественных церемониях, Меркель с Саркози ни дня не проводили без двух-трех телефонных разговоров. Такого, похоже, больше нет.
Противоречия обостряются на глазах. Париж отверг инициативу Шольца «Небесный щит» об объединенных закупках системы ПВО для всех европейских стран. Зачем, мол, нам покупать готовые американские и израильские системы, если у нас есть свои наработки?
«Когда Франция говорит о европейской оборонной политике, это прежде всего означает, что речь идет о французских промышленных интересах, — сказал анонимный высокопоставленный чиновник, близкий к канцлеру. — Шольц чувствует, что в этих вопросах он больше близок к британцам, чем к французам».
Франция и Германия ссорятся уже из-за всего. Тут и ПВО, и ядерные реакторы, и даже расписание и всяческая хореография их поездок в Пекин. Такое впечатление, что усталую франко-германскую пару раздражает уже практически все.
Поэтому из Германии пришли новости о скором разблокировании сделки с саудитами по поставке «Тайфунов». Если Берлин решил развернуться от французов в сторону Альбиона, значит, самое время продемонстрировать потенциальным партнерам, что ФРГ не будет уклоняться от обязательств по международным проектам и никаких вето опасаться не стоит. Но тут Германия неизбежно столкнется с двумя проблемами.
Первая состоит в том, что Шольцу в самой немецкой коалиции придется выдержать серьезные позиционные бои. Многие там полагают, что снятие эмбарго на «Еврофайтеры» не только аморально, но и опасно, поскольку в итоге это же оружие запросто может развернуться против Запада и его партнеров.
Вторая — вооруженный конфликт в Газе. Германия с самого начала заняла четкую позицию в поддержку Израиля, а теперь в руководстве вдруг возникла идея подождать и посмотреть, когда уже Саудовская Аравия четко и ясно сформулирует свою позицию, и только после этого надо определяться по поводу джетов.
А сами саудиты придумали еще лучше. Они ясно понимают, что Британия рассматривает их в качестве ценного, если не главного партнера на Ближнем Востоке. И они, понаблюдав за телодвижениями Великобритании и Германии, предложили... Франции выставить на рынок конкурентноспособное предложение о поставке французских истребителей Dassault Rafale. Каково?
Шольц, как свидетельствуют сообщения из его окружения, достаточно нервно реагирует на то, что Сунак до сих пор не посетил Берлин. Но британский премьер не то чтобы игнорирует общение. Английские аналитики отмечают, что в феврале он появился на Мюнхенской конференции, провел четыре личные встречи с канцлером в кулуарах международных совещаний разного уровня и четыре раза созванивался с Шольцем.
В Лондоне сейчас вовсю готовятся к государственному визиту наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бин Салмана. Проблема в том, что отношения со всеми западными странами провисли после убийства журналиста Джамаля Хашогги на территории Саудовского консульства в Турции.
Но сейчас саудиты выделили на развитие не нефтяных отраслей своей экономики триллион фунтов стерлингов. А это уже совсем другое дело.