Андрей Денисов, отметив бурное даже на его взгляд — человека, наблюдавшего этот процесс лично в течение 10 лет, — развитие, обратил внимание на резкое ускорение за последние два года. Денисов считает, что количественный рост должен вылиться в качественные изменения. То есть, нужно полагать, изменение номенклатуры экспорта, прежде всего, с российской стороны и переход к промышленной кооперации.
При этом Денисов высказал довольно интересное для понимания китайского менталитета соображение:
«В целом, я бы сказал, что в Китае сидят весьма опытные и искушенные экономические планировщики, которые прекрасно расставляют фигуры на шахматной доске и не смешивают эти два направления (политику и экономику), не ставят одно в зависимость от другого. Здесь научились, как, собственно говоря, и мы, проводить грань между одним и другим, не смешивать одно с другим и не достигать чего-то одного за счет другого», — подчеркнул он.
Если упростить, речь идет о китайском прагматизме, который главным образом движет нашими партнерами: ради своего практического интереса они готовы закрывать глаза на некоторые второстепенные вещи. Если понимать этот исходный код, то можно лучше находить общий язык и добиваться успеха.
Следует признать, что по-прежнему с нашей стороны драйвером торговли с соседом являются углеводороды, сырье и другие товары с невысокой долей переработки. Тем не менее, есть и положительная тенденция. Российский мелкий и средний бизнес активно пытается осваивать китайский рынок. При этом применяются современные методы организации торговли, где роль посредников берут на себя автоматизированные платформы.
По данным директора по международным партнерским программам Российского экспортного центра Алексея Мурзенка, российские производители уже осуществили в Китае более 1 миллиарда розничных продаж через национальные магазины «Made in Russia» на маркетплейсах Китая. Это один из каналов, который магазин Made in Russia РЭЦ открыл в 2019 году на китайской розничной электронной торговой платформе Tmall.com. Сейчас выйти на китайский рынок экспортеры могут через национальные магазины на 8 маркетплейсах, в том числе через Taobao, JD.com, Pinduoduo, WeChat и Douyin. Всего российские производители могут разместить свою продукцию на онлайн-полках 27 национальных магазинов на 14 маркетплейсах. Появились и другие компании, которые с помощью цифровизации процессов облегчают работу российских торговых компаний в Китае.
Взрывной рост показал экспорт китайских автомобилей в Россию, которых было продано в нашей стране в 5,5 раза больше, чем в предыдущем. И как считают эксперты, это только начало.
Китай, давший старт масштабной экспансии своей автомобильной индустрии по всему миру, рассматривает российский рынок как один из самых перспективных. Ожидается также открытие новых направлений российского экспорта в Китай. Например, в текущем году был, наконец, снят запрет на поставки в КНР свинины из России.
Динамичное развитие двусторонних отношений констатировал и нынешний Посол РФ в КНР Игорь Моргулов. Причем, по его словам, важно, что позитивный тренд наблюдается вопреки давлению со стороны США и их союзников. Помимо стабильного, выражаемого в десятках процентов роста двустороннего товарооборота, происходит существенное увеличение доли расчетов в национальных валютах во взаимной торговле, наращивание отраслевой кооперации — «несмотря на шантаж и угрозы со стороны оппонентов».
«Что касается взаимного политического доверия в этот период — то оно только упрочилось. В новых условиях Москва и Пекин подтвердили стратегический выбор в пользу дальнейшего последовательного развития сотрудничества вне зависимости от колебаний внешних факторов», — сказал посол.
А это является хорошим подспорьем дальнейшему развитию экономических отношений. Нужно полагать, что для удвоения объема взаимной торговли потребуется всего несколько лет.
При этом, конечно же, России не стоит полагаться на Китай, как на единственного торгового партнера и впадать в зависимость. В той же Юго-Восточной Азии имеется немало стран, которые могут предложить достойную альтернативу китайским товарам.