При этом особо следует подчеркнуть, что Россия активно осваивается именно в Заливе — в регионе, где до последнего времени ей не удавалось занять достаточно прочные позиции. Тут уместно вспомнить, что со времен «Большой игры» второй половины XIX — начала XX веков англосаксы всеми силами препятствовали выходу России к «теплым морям», видя в появлении русского флага на берегах Залива или Аравийского моря угрозу сперва — индийским владениям Лондона, затем — путям снабжения Запада арабской и иранской нефтью. Насколько были оправданы их опасения, пусть разбираются историки. Но сейчас Россия имеет все возможности для проецирования своих интересов в этом стратегически важном регионе мира.
Что это за интересы? Можно обозначить три основные группы: экономические, геоэкономические и геополитические.
С экономической точки зрения, тесное и долгосрочное взаимодействие с арабской частью Залива — это доступ к богатейшему инвестиционному потенциалу. Он необходим нам в условиях тотальной санкционной войны, развязанной против России Западом. Обеспечение стабильного притока арабских капиталов — важнейшая задача, с которой Кремль, похоже, отлично справляется.
Что мы можем предложить арабам взамен? Тут как раз начинается геоэкономика. Россия дает доступ к своим транзитным возможностям: Севморпуть, наземная транспортная инфраструктура, порты, мультимодальные транспортные коридоры, среди которых выделяется МТК «Север-Юг», нацеленный на зону Залива. Подобные проекты уже давно привлекают арабов по всему свету; они сопрягаются с китайской стратегией «Один пояс, один путь», к которой арабы также активно подключаются. Все это вместе создает прочную архитектуру глобального будущего, рассчитанную на многие десятилетия вперед и отвечающую долгосрочным интересам развития нашей страны и арабского мира.
Однако такая геоэкономическая система должна быть стабильной, иметь надежные гарантии безопасности. И здесь мы переходим на почву геополитики. В зоне Залива должен появиться важнейший транспортно-логистический узел — пересечение коридоров, запланированных в рамках «Пояса и пути» (из Азии в Средиземноморье и Африку), МТК «Север-Юг» (от Балтики к Аравийскому морю) и «Дороги развития», проектируемой Турцией и арабскими странами (от Залива через Ирак к турецким портам в Средиземном море). Добавьте к этому железнодорожную магистраль, которая свяжет между собой монархии на арабском берегу Залива, и дорогу от Тегерана до Дамаска, проектируемую иранцами, — и получится густая сеть стратегически важных артерий, в безопасности которых заинтересованы и Россия, и арабы, и Иран, и страны Леванта, и Китай, и Европа... Это ставит на повестку дня формирование многосторонних механизмов обеспечения такой безопасности.
Проектов в этой области немало. Арабские монархии — участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — уже давно работают над созданием собственной военно-политической структуры, но ощутимого прогресса пока не достигли. Иран пару лет назад выдвинул инициативу арабо-иранской региональной структуры для Залива, закрытой для нерегиональных держав. В самое последнее время Турция выступила с идеей механизма безопасности и гарантий для Ближнего Востока (пока, правда, Анкара ведет речь о Газе, но нет сомнений в том, что ее видение гораздо шире). Свои проекты предлагали и глобальные игроки: так, Запад продвигал концепцию «ближневосточного НАТО», стремясь навязать странам региона свою опеку.
Россия также в течение ряда лет настойчиво и последовательно продвигает план системы региональной безопасности для Залива, основанный на необходимости учета и согласования интересов прибрежных государств без вмешательства извне, налаживании конструктивного диалога между двумя берегами Залива: иранским и арабским. Этот проект по многим параметрам мог бы считаться оптимальным, но до недавнего времени по-настоящему всерьез в регионе не воспринимался. С одной стороны, степень напряженности между арабами и Ираном была слишком высока, с другой — крепка была вера аравийских монархий в силу и гарантии «традиционных союзников»: США и Британии.
Но бурные события последних лет заставили региональных игроков взглянуть на ситуацию совершенно по-иному. Постепенная утрата Америкой и Западом в целом своих позиций на Ближнем Востоке, отсутствие у них сколь-нибудь внятной политики в регионе, абсолютно явная несостоятельность западных «гарантий безопасности» даже самым близким союзникам (идет ли речь об Украине или о Израиле) заставляют страны региона искать альтернативу прежним коалициям. В то же время они являются свидетелями войны в Сирии и роли России в ней, видят филигранную работу Москвы с Тегераном и Анкарой, следят за ходом СВО на Украине и убеждаются в провале попыток Запада поставить нашу страну на колени. В этих условиях нет ничего удивительного в том, что российские подходы к проблемам безопасности в Заливе вызывают здесь все больший интерес и доверие. Тем более, что они основываются на перспективной и взаимовыгодной экономической базе.
Если это действительно так, то в недалеком будущем стоит ожидать начала активного и регулярного диалога по вопросам региональной стабильности и безопасности в Заливе с участием России. Формализация подобного форума стала бы огромным стратегическим достижением. Тем более, если Москва будет участвовать в механизме гарантий безопасности в Палестине, о котором говорит Анкара.