Сразу обращает на себя внимание список стран, принимающих участие в операции. Помимо США, в нее вошли Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Бахрейн и Сейшельские острова. Это — чисто западная коалиция, в которой не представлены страны арабского и исламского мира (участие Бахрейна объясняется тем, что на его территории расположен штаб командования американскими силами в регионе; на Сейшелы особого внимания можно не обращать). Более того, в коалицию не вошли прибрежные страны — Саудовская Аравия и Египет, а также Израиль, которые напрямую зависят от стабильного функционирования красноморского маршрута. Нет здесь и ОАЭ: Эмираты ранее уже покинули созданные Вашингтоном «Объединенные морские силы» (ОМС) и явно не намерены связывать себя с новыми военно-морскими проектами Пентагона.
Все это означает, что Америка утратила привлекательность в глазах своих недавних соратников и партнеров по самым различным «международным коалициям».
Она уже не в силах мобилизовать «полмира» на очередную «священную войну» с очередным «глобальным злом», как это было в Ираке или Афганистане. И это можно расценить как стратегическое поражение США и Запада в целом.
Однако конкретная — йеменская — ситуация выглядит еще более непросто. Дело в том, что хуситы перекрыли Красное море, фактически объявив войну Израилю с целью принудить его прекратить варварские бомбардировки Газы. При такой постановке вопроса любые действия против хуситов выглядят не как борьба за безопасность судоходства, а как участие в войне на стороне Израиля. И Западу еще предстоит решить, как быть и действовать в таких условиях.
Так или иначе коалиция создана, а операция объявлена. Что дальше?
Можно создать систему плотной противоракетной и противодронной защиты, этакий «зонтик», под прикрытием которого корабли смогут возобновить движение. Но, во-первых, это не гарантирует полную безопасность и едва ли подвигнет судоходные и страховые компании вернуть объемы красноморского транзита в прежних масштабах.
Во-вторых, непонятно, как долго потребуется держать такой «зонтик». Затягивание операции может привести и к эрозии ее участников, и к удорожанию всей затеи. Это очень важно, поскольку ресурсов у Запада не бесконечно много (Украина и Израиль свое берут). Да и транзит, если он будет возобновлен под прикрытием сил коалиции, может оказаться «золотым», учитывая хотя бы стоимость каждого пуска/залпа морских систем ПВО.
В-третьих — и это самое главное, — «зонтик» не решит проблему, не заставит хуситов перестать запускать свои дроны и ракеты. Чтобы добиться реального результата, необходимо уничтожить их базы и склады оружия, то есть — начать массированные бомбардировки. Так начинались вторжения в Ирак и Афганистан. Готовы ли США и их союзники по коалиции к этому? А ведь они не могут не понимать, что такой сценарий приведет к неизбежной гибели мирного населения в стране, только начавшей выбираться из ужасов многолетней войны и стоящей на грани гуманитарной катастрофы. По сути, здесь может повториться примерно то же, что происходит в Газе, только роль ЦАХАЛа будет выполнять «Страж процветания».
При этом хуситы, дабы предупредить подобное развитие событий, заявили, что в ответ на акты агрессии против Йемена или попытки вновь разжечь пламя войны на его территории будут нанесены сокрушительные удары по нефтяным и энергетическим объектам в Саудовской Аравии и ОАЭ. В том, что это не блеф, сомневаться не приходится. В этих условиях понятно, что принять решение о масштабной операции по огневому подавлению баз хуситов американцам будет, скорее всего, крайне затруднительно, если вообще возможно. И это — еще одно поражение: всесильный глобальный гегемон на поверку оказывается неспособным наказать захолустного нарушителя «порядка, основанного на правилах»!
Думается, что выход их подобного положения имеется. Но это потребует от США больших усилий.
Во-первых, речь идет о шагах навстречу Ирану. В нынешних условиях любые попытки создать систему региональной безопасности на море без участия Ирана обречены на провал. И без прямого американо-иранского диалога не обойтись. Американцам придется идти на уступки и, возможно, признать, что иранский военный флот имеет право базирования в Красном море и может оперировать в Средиземноморье (и убедить в этом своих союзников).
Если же контакты с Ираном результата не дадут, то со стороны Тегерана вполне вероятен следующий шаг на пути расширения конфликта, а именно: масштабное вступление в дело ливанской Хезбаллы. Это могут быть массированные удары по Израилю, или атаки на американские военные корабли у берегов Леванта, или удары по торговым судам в Средиземном море. Словом, речь идет о провокациях, направленных на то, чтобы поставить американцев перед выбором: либо идти на диалог, либо начинать большую войну теперь уже в Ливане. Со всеми вытекающими последствиями...
Во-вторых, не обойтись и без аналогичного диалога с Китаем. Придется признать глобальное значение пекинской инициативы ОПОП и перестать препятствовать ее реализации, обеспечить ее свободный выход к Средиземному морю.
И то, и другое означает кардинальную смену курса США, и нет оснований полагать, что в Америке есть силы, способные осуществить его. По крайней мере, до президентских выборов в следующем году. Однако, как пойдет дело дальше, предсказать сложно.
Следует учитывать, что перекрытие Красного моря и, соответственно, Суэцкого канала актуализирует тему строительства новых транспортных коридоров, идущих от Персидского залива на север («Север-Юг») и к Средиземному морю («Дорога развития» и Тегеран-Дамаск). Объективно это играет на руку инициаторам и участникам этих проектов, среди которых Иран, Турция, Россия, Китай, Ирак. К ним отчасти можно отнести и арабские монархии Залива, которые не прочь создать эффективную альтернативу традиционному красноморскому маршруту для поддержания уверенной транспортной связи с Европой. Это обстоятельство также работает на снижение интереса многих потенциальных партнеров к участию в американских усилиях по обеспечению свободы судоходства в Красном море.
В итоге получается, что эта проблема не может быть решена отдельно от целого комплекса проблем, накопившихся в ближневосточном регионе, да и за его пределами. В поисках решения, казалось бы, абсолютно локального вопроса Америка оказалась перед необходимостью перестройки своей глобальной стратегии. В Йемене, в отличие от Украины или Газы, США едва ли смогут избежать своего прямого военного вмешательства — иначе они окончательно потеряют лицо, утратят имидж и статус «стража мирового порядка, основанного на правилах». Но и ввязываться в эту авантюру им нельзя, учитывая огромные риски, с нею связанные. А также помня опыт Афганистана.