Из этих денег 90 процентов поступает в Европейский фонд мира, а 10 процентов добивается из бюджета ЕС. Это очень хорошо выглядит на бумаге, но противоречит нормам международного права, о чем предупреждала Москва, и тут действительно сложно возражать. В случае, если Россия оспорит это решение в международном суде, она это дело выиграет и деньги придется вернуть, пишет британская «Гардиан».
Если же этот источник финансирования не сработает, то 14 стран ЕС (ну, придется их перечислить: Германия, Франция, Италия, Финляндия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Швеция и Нидерланды) обратились с открытым письмом в Европейский инвестиционный банк, а это главный финансовый орган ЕС, с просьбой дать денег в связи с возникшими в 2022 году новыми обстоятельствами.
Изначально с этой инициативой выступила Эстония, и ее поддержала Франция. А почему мы вот смогли собрать деньги на борьбу с пандемией и не можем взять в долг у Банка европейских инвестиций сейчас?
По подсчетам Института международных и стратегических отношений, на 100 миллиардов евро, выделенных на оборону родной Европы с 2022 по середину 2023-го, 63 процента ушло на закупки у фирм США, а 13 — у Южной Кореи. И сейчас получается, что 68 процентов европейских трат на помощь Украине идут все равно на закупки в Штатах.
К 2030 году, как считают в Еврокомиссии, доля закупок военного оборудования в США должна сократиться ну хотя бы до 50 процентов. Поэтому на саммите ЕС было принято решение переместить центр тяжести производства и закупок вооружений из США в Европу.
Это решение принято еще и потому, что пресловутые 60 миллиардов долларов американской помощи застряли в Конгрессе США и не очень понятно, когда эта плотина прорвется.
Следующая инициатива — сделать ставку на европейские оборонные предприятия и влить деньги туда. А для этого Банк европейских инвестиций даст дополнительные кредиты именно европейским оборонным предприятиям. Но эти компании уже и так работают круглосуточно, как, например, французские заводы Thales в Северной Ирландии, которые производят ракеты для комплексов ПВО.
«Мы никогда не производили столько ракет, а с 2022 еще и удвоили производство, — говорит президент британского филиала Thales Алекс Кресуэлл. — А нам сейчас заказывают еще вдвое больше. В ближайшие два года наше производство вырастет невероятно».
То есть независимые от американских составляющих европейские оборонные предприятия будут теперь только процветать. Французская «les Forges de Tarbes» заключила с украинским производителем (ну, скорее, потребителем) контракт на производство 60 тысяч болванок для 155-мм снарядов. К 2026 году, как предполагается, она удвоит выпуск.
По той же логике и по решению Евросоюза немецкий гигант Rheinmetall построит на Украине 4 завода по производству снарядов. В нынешнем году их проектная мощность — 500 тысяч, снарядов, в следующем — 700 тысяч.
Еще одно предложение, откуда взять денег, озвучила председатель Еврокомиссии. А именно: обложить дополнительным налогом экспорт российского зерна, ячменя, масляничных культур в ЕС. Процентов на 50 сразу. Вроде это никакого прямого отношения к боевым действиям не имеет, но хотя бы англофоны узнали новое слово — weaponize
«Есть несколько веских причин для внесения этого предложения, — заявила Урсула фон дер Ляйен, — Это, во-первых, не позволит русским дестабилизировать зерновой рынок ЕС. Во-вторых, помешает России использовать доходы от экспорта в военных целях, то есть weaponize. И в-третьих, мы получим гарантии того, что украинское зерно не попадет через Россию на рынок ЕС».
Ну, и последний вариант — скинуться. Эстония вбросила на стол — эх, ладно! — 20 миллионов евро. Премьер страны подсчитала, что если все страны отдадут 0,25 процента своих ВВП на помощь Украине, то вопрос с боевыми действиями решится тут же.