Однако вернемся к Германии, ключевой европейской стране, ситуация в которой наиболее четко отражает отношение к комплектованию головного законодательного органа. На национальных парламентских выборах граждане ориентируются в основном на проверенные традиционные партии, которые, как говорится, ближе «к делу и телу». Второстепенные объединения отсекаются за счет предусмотренного Конституцией пятипроцентного барьера, который необходимо преодолеть для прохождения в бундестаг.
Всего для ФРГ предусмотрена квота в 96 евромандатов. Благодаря снижению возрастного ценза впервые смогут проголосовать 16- и 17-летние. При этом отсутствуют какие-либо ограничительные барьеры. То есть любому допущенному к выборам политическому объединению достаточно получить менее одного процента голосов (0,96%), чтобы отправить в Страсбург, в соответствии с заранее утвержденным списком кандидатов, своего представителя.
По словам главы избиркома Рут Бранд, документы для регистрации подали в общей сложности 59 партий и объединений. Тем из них, кто на данный момент не представлен в Европарламенте, бундестаге или одном из ландтагов, нужно было собрать определенное количество подписей в свою поддержку, а также предъявить устав и программу.
После тщательной проверки к выборам допущены 35 претендентов. В последний момент принимались решения по поданным жалобам о недопуске. Шесть из семи апелляций отклонены.
Всего в бюллетене значатся 34 партии и объединения. Это связано с представительством консервативного блока, который будет выступать единым фронтом: ХСС — в Баварии, а ХДС — в остальных федеральных землях. Впервые примут участие зарегистрированная в январе партия «Союз Сары Вагенкнехт: за здравый смысл и справедливость», а также движение экоактивистов «Последнее поколение».
Теперь немного экзотики. В избирательном листе будет присутствовать Демократический альянс за разнообразие и пробуждение (Dava), который недавно обвинили в тесных связях с правящей в Турции Партией справедливости и развития. Получили доступ также Партия здравого смысла, партия «Человечный мир — за счастье и благоденствие для всех», Партия в поддержку исследований классической медицины в области омоложения.
После избрания новоиспеченные депутаты могут присоединиться к общеевропейским партиям (например, консервативной, социал-демократической или «зеленой») и стать членами их фракций. Или остаться независимыми.
Как утверждают аналитики, в составе грядущего Европарламента ожидается рост представителей правопопулистских партий. Что касается ФРГ, то мандаты могут получить более 20 представителей «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Как раз сейчас бушует скандал вокруг депутата бундестага Петра Быстрона, который включен в список кандидатов от АдГ на выборах в ЕП. Чешские и немецкие СМИ обвиняют его в том, что он сотрудничал и возможно получал деньги от пророссийского пропагандистского медиапортала Voice of Europe. Спецслужбы Чехии полагают, что он якобы был создан для оказания влияния на европейских политиков и финансировался из Москвы. Причем же тут чехи? Дело в том, что Петр родился и какое-то время жил на территории Чехословакии.
Коллеги по парламентской фракции отказались исключать его из предвыборного списка, но предложили сделать это самому, добровольно. До выяснения, так сказать, обстоятельств. Сам он категорически отвергает обвинения и не собирается следовать их совету.
«В настоящий момент правление партии исходит из невиновности господина Быстрона», — заявили сопредседатели АдГ Алис Вайдель и Тино Хрупалла.
Петр далеко не первый «альтернативщик», которого обвиняют в тесных контактах с властями России. Представители этой партии нередко получают приглашения посетить нашу страну в качестве наблюдателей. Была делегация и на мартовских президентских выборах в Москве. В целом же нападки на эту партию, которая выступает против антироссийских санкций и поставок Украине немецкого оружия, в последние месяцы приобрели массовый характер.
Власти всеми силами противодействуют усилению влияния АдГ, решительно выдвинувшейся на лидирующие позиции не только в восточных землях, но и в других регионах.
Уже сейчас ясно, что в оголтело русофобском Европарламенте прилив новых сил справа вполне может изменить расклад и поменять общий настрой с либерального на национал-патриотический. Если не в целом, то в значительной его части. Ждем-с.