Напомню знаменитую максиму Хэлфорда Маккиндера, изложенную им в таких работах как "Географическая ось истории" и "Демократические идеалы и реальность".
В этих работах он говорил о Хартленде - России - сердцевинной земле Евразии:
«Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым островом (то есть Евразией и Африкой); кто контролирует Мировой остров, тот командует миром».
По мнению Маккиндера, Хартленд в случае утраты контроля за Восточной Европеой, утрачивает и самостоятельную политическую силу, становясь лишь акселератором геополитической мощи той силы, которая контролировала бы Восточную Европу.
Здесь также важна и концепция Римленда (англ. Rimland — «Дуговая земля») — это геополитическая концепция, разработанная американским политологом Николасом Спикмэном в 1940 году в его работе «Geography of Peace».
Она формулирует иную, нежели у Хартленда, концепцию контроля за Мировым Островом - Евразией.
Эту функцию выполняет дуга (от англ. rim — дуга) прибрежной полосы, окружающей Хартленд с запада, юга и юго-востока.
В состав этой дуги должны войти страны Скандинавии, Балтии, Украина, Британия, Северная Африка, Йемен, Индия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Тайвань, Южная Корея и Япония.
Этим, в частности объясняется включение Швеции и Финляндии в НАТО, обострение на Тайване.
Агрессия РФ против Украины в какой-то мере также часть концепции Римленда.
С другой стороны, усиление торгового взаимодействия РФ, Ирана, Индии и Пакистана создает смертельную опасность и концепции Хартленда, выдвинутую Маккиндером, и концепции Римленда Спикмэна.
Потому что это формирует интеграционное торговое ядро "Большого острова" в виде Евразии, который в случае запуска новых транспортных сухопутных коридоров впервые в истории может стать независимым от морских транспортных коммуникаций и, соответственно, от военно-морской мощи океанских империй, таких как США и Британия.
Слабость сухопутных коридоров всегда была ахиллесовой пятой сухопутных империй, начиная с древнего Великого шелкового пути и завершая новыми логистическими проектами Китая.
Судьба проекта Мирового острова зависит от Индии, так как без нее пазл не складывается.
Именно поэтому, США уделяют отношениям с Дели такое пристальное внимания, пытаясь запустить альтернативный морской "Путь специй" из Индии в ЕС.
Африка, соответственно, будет дрейфовать либо в сторону Большого Острова, либо в сторону региональных проектов Запада, в зависимости от того, кто будет побеждать.
Сейчас миинстр финансов США Джанет Йеллен недавно посетила с визитом КНР.
Ключевое ее послание китайскому руководству: добровольное сокращение промышленного "избыточного" потенциала и размера национального капитала: "уменьшение национального капитала может быть позитивным".
Особенно Йеллен настаивала на резком сокращении выпуска Китаем электромобилей и прочих "зеленых товаров", так как Зеленый курс должен стать драйвером роста ЕС и США, а не Китая.
Китай может принять эти правила игры и сохранить часть торговых операций с ЕС и США. В этой модели он продолжит оставаться уязвимым от блокировки морских торговых путей.
А может и не принять, сделав ставку на внутренний рынок и взимодействие со странами Азии и Африки, кредитуя их для покупки китайских товаров и размещая там дешевые производства.
Позволяя вкладывать избытки капитала этих стран в юаневые финансовые инструменты, как это уже делает сейчас РФ.
В таком случае, Китай будет ориентироваться на внутренние евразийские сухопутные коммуникации, постепенно отказываясь от морских.
Активность хуситов в Красном море может быть связана именно с этим: в случае запуска транспортного коридора Север-Юг, Суэцкций канал становится ненужным для транспортировки российской нефти в Индию.
В общем, за торговыми изменениями, всегда приходят и геополитические трансформации.
Призрак бродит по миру, призрак "Большого евразийского острова".
И это самый большой вызов для США, когда концепцию Мирового острова хотела реализовать Германия в ходе Второй мировой войны.