Необходим фокус на интересы большинстваЭнергопереход должен быть сбалансирован и направлен на удовлетворение интересов большинства, которое обеспечит рост энергопотребления в ближайшие годы, то есть развивающихся стран. Ведь именно развитые страны, представляющие сегодня меньшинство населения планеты, внесли наибольший вклад в климатический кризис. Вот лишь несколько фактов:
- на развитые страны приходится 65% совокупных выбросов, произведенных за последние 200 лет;
- 10% самого богатого населения мира ответственно за половину всех выбросов СО2;
- на самый богатый 1% населения планеты приходится в два раза больше выбросов углекислого газа, чем на самые бедные 50%;
- а весь африканский континент производит менее 4% выбросов в мире.
Энергобезопасность: достаточность, доступность и надежность источников энергииДля достижения энергобезопасности надо обеспечить достаточность, доступность и надежность источников энергии. Ведь сегодня потребители озабочены не только выбросами, но и бесперебойностью поставок энергии из новых источников, а также надежностью и удобством использования новых технологий. К сожалению, стратегия «зеленого» перехода в ее сегодняшнем виде не учитывает эти потребности.
Электромобили – не панацеяВ качестве примера можно привести электромобили. Очевидно, что, вопреки оптимистичным прогнозам, они не являются панацеей от всех экологических проблем. Спрос на электромобили замедляется во всем мире, несмотря на беспрецедентные усилия по поддержке этой отрасли со стороны государств.
Пересмотр политики субсидирования электромобилей демонстрирует недостаток планирования и спешку, с которой западные страны изначально подошли к электрификации транспорта. После того как несколько лет назад им удалось привлечь покупателей высокими субсидиями, сейчас правительства западных стран планируют ввести налоги на электромобили для затыкания образовавшихся дыр в бюджете. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 году переход на электромобили может привести к недополучению 110 миллиардов долларов налогов на моторное топливо, которые направляются на поддержание дорожного хозяйства и улучшение транспортной инфраструктуры.
Для компенсации выпадающих доходов бюджета целый ряд стран, включая Великобританию, Новую Зеландию, Израиль и большинство североамериканских штатов, уже вводят налоги на электромобили и гибридные автомобили. А Германия недавно объявила о прекращении льгот и ускоренной отмене субсидий.
По мере сокращения субсидий становится понятно, что даже в богатых западных странах покупатель не готов переплачивать за электромобиль.
Помимо высокой цены существует целый ряд вопросов, без решения которых невозможно повсеместное внедрение электромобилей. Это – недостаточный запас хода, неразвитость зарядной инфраструктуры, необходимость утилизации аккумуляторных батарей, нехватка критически важных металлов и влияние их добычи на окружающую среду, проблемы с безопасностью на дороге и многое другое.
В частности, исследования показывают, что количество сбоев в работе зарядных станций в США выросло на 50% за два года, а каждая пятая попытка зарядить электромобиль заканчивается неудачей.
Что касается безопасности, то, согласно последним исследованиям, гибриды и электромобили в два-три раза чаще совершают наезд на пешеходов, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Энергосистема Запада не готова к увеличению нагрузкиЗа последние десять лет западные технологические гиганты приложили немало усилий для демонизации ископаемого топлива, закрытия электростанций, обеспечивающих надежные поставки электроэнергии, и популяризации ненадежной возобновляемой энергетики. Однако, как показали масштабные энергокризисы в Калифорнии и Техасе, ни солнечные батареи, ни ветряные электростанции не способны заменить традиционную электроэнергетику.
Благодаря многолетней агрессивной пиар-кампании и усилиям лоббистов, возобновляемая энергетика вытеснила с энергорынка Северной Америки большой объем надежной электрогенерации. В результате значительные участки территории США и Канады в данный момент рискуют столкнуться с нехваткой электроэнергии.
Сейчас те же самые технологические гиганты пожинают плоды своих трудов. Растущий спрос на электроэнергию со стороны центров обработки данных (ЦОД) уже не может быть удовлетворен существующими мощностями. Если до 2019 года мировое потребление электроэнергии в этом сегменте практически не росло, то за последние четыре года оно удвоилось. По оценке инвестиционного банка «Голдман Сакс», мировое потребление электроэнергии центрами обработки данных может вырасти в два с половиной раза к 2030 году – на 1000 тераватт-часов, что равно совокупному потреблению Германии и Франции.
Широкое внедрение искусственного интеллекта еще больше ускорит рост энергопотребления. Ведь сейчас чату «Джи-Пи-Ти» на обработку одного запроса требуется в 10 раз больше электроэнергии, чем поисковику «Гугл». Нынешний бум искусственного интеллекта требует отдельного осмысления. Надо учитывать, что искусственный интеллект будет всё больше использовать данные деградирующего информационного пространства, где каждый имеет право на выражение своего мнения, даже если это мнение сумасшедшего.
Электрификация транспорта и рост спроса на металлыНе надо забывать и о том, что внедрение новых технологий в рамках энергоперехода требует огромных инвестиций. В частности, стоимость перехода на электротранспорт крупных мегаполисов исчисляется десятками миллиардов долларов. Например, по нашей оценке, электрификация транспорта в таких городах, как Сан-Паулу, Мумбай, Нью-Йорк, Лондон, Йоханнесбург и Шанхай, может стоить более полутриллиона долларов.
[СЛАЙД: Спрос на металлы многократно вырастет к 2030 году]
При этом МЭА прогнозирует, что на пути к достижению углеродной нейтральности уже к 2030 году потребуется увеличить производство меди почти в 1,5 раза, никеля и кобальта – в 2 раза, а лития – более чем в 4 раза. Это может еще больше увеличить нагрузку на землю, воду и ресурсы в развивающихся странах, в которых расположена большая часть залежей полезных ископаемых, критически важных для «зеленого» перехода.
Отдельно стоит остановиться на меди, потребление которой без учета «зеленой повестки» превысит 900 миллионов тонн к 2050 году. Помимо этого для электрификации мирового автопарка (не считая других целей энергоперехода) понадобится еще 500 миллионов тонн. Таким образом, совокупное потребление меди к 2050 году может вдвое превысить весь объем этого металла, добытый за всю предыдущую историю человечества. Эта величина также на 60% превышает все извлекаемые запасы, имеющиеся на сегодняшний день.
Считаю, что на первом этапе проблему выбросов можно и нужно решать путем повышения эффективности производства энергии, а не вытеснения традиционных источников энергии альтернативными.
РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕФТИ – СПОСОБ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮРазвивающиеся страны обеспечат рост спроса на энергиюОчевидно, что спрос на электроэнергию будет расти за счет развивающихся стран, которым еще предстоит преодолеть энергетическую бедность.
Вот лишь несколько цифр:
- на сегодняшний день более двух из восьми миллиардов населения Земли всё еще используют открытый огонь для бытовых нужд;
- а более 700 миллионов человек живут без доступа к электричеству.
Поражает разрыв в потреблении энергии между бедными и богатыми странами. Так, например, подушевое потребление в Индии, где живет около 20% населения Земли, в одиннадцать раз ниже, чем в США. В целом в странах так называемой Большой семерки, где проживает менее 10% населения мира, энергопотребление на душу населения почти в три раза выше среднемирового.
Хочу напомнить, что именно в развивающихся странах Азии и Африки наблюдается наибольший прирост населения и, как следствие, стремительное увеличение потребности в энергоресурсах. Очевидно, что в этой ситуации снижение глобального потребления ископаемых ресурсов автоматически означало бы не только сохранение, но и усугубление проблемы голода и энергетической бедности.
Таким образом, агрессивное продвижение «зеленой повестки» фактически означает объявление энергетической войны большинству населения Земли.
Преодоление энергетического неравенства невозможно без надежных поставок нефти и газаПреодоление энергетического неравенства невозможно без надежных поставок нефти и газа. Ратующим за полный запрет ископаемого топлива и даже за поэтапный отказ от него будет полезно задуматься над тем, какую роль играет нефть в современном мире. Ведь помимо производства нефтепродуктов нефть используется для производства огромного количества товаров повседневного спроса, без которых жизнь современного человека уже невозможно себе представить.
Отказ от нефти будет означать и отказ от современного образа жизни. И наоборот, для многих стран рост потребления нефти означает доступ к благам цивилизации.
До пика спроса на нефть еще далекоНеудивительно, что спрос на нефть в мире продолжает расти, несмотря на ожидания так называемого «пика нефти». Думаю, что прогноз ОПЕК рисует вполне реалистичную картину будущего мировой энергетики. Согласно этому прогнозу:
спрос на нефть вырастет почти на 20% – до 116 млн баррелей в сутки к 2045 году;
нефть продолжит занимать около 30% в мировом энергобалансе.
Развивающиеся страны будут основными драйверами потребления нефти в ближайшие десятилетия. Уже к 2030 году рост спроса в этой группе стран совокупно должен обеспечить 95% мирового прироста потребления. Наибольший рост спроса на нефть ожидается в странах Азии, являющихся основными торговыми партнерами России.
Индия за последние годы достигла значительных успехов в экономике. С 2010 года спрос на энергию в Индии вырос на 45%, что сделало эту страну третьим потребителем энергии в мире. По прогнозам, в ближайшие пять лет Индия продолжит свой мощный экономический рывок и войдет в тройку крупнейших экономик мира с ВВП в 5 трлн долл, а к 2050 году обгонит США по размеру экономики. Конечное потребление энергии в Индии должно вырасти на 90% к 2050 году – это один из самых высоких темпов роста в мире.
РОССИЯ – ГАРАНТ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИРоссия – лидер глобальной энергетикиРоссия, несмотря на увеличивающееся санкционное давление, сохраняет за собой роль одного из лидеров глобальной энергетики. Принимая во внимание факторы влияния, Россия продолжает реализовывать свой потенциал развития энергетики и укреплять свои позиции на мировом энергорынке.
Не так давно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул важность переориентации российского экспорта на быстрорастущие рынки АТР.
Хочу напомнить, что разворот российского энергетического экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона начался со строительства «ВСТО» и инвестиций в нефтегазовый сектор Индии задолго до закрытия европейских рынков для нашей страны. На данный момент на АТР приходится более 80% экспорта российской нефти, и уже сейчас очевидно, что переориентация поставок полностью себя оправдала.
Северный морской путь – новая транспортная артерияОтдельно стоит отметить развитие проекта Северного морского пути, новой транспортной артерии, которая позволит связать мощную ресурсную базу российского Севера с рынками развивающихся стран. Благодаря этому проекту потребители энергии в Азии получат доступ к богатейшим ресурсам арктического шельфа и Сибири. Напомню, что сегодня в Арктике добывается 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. При этом в российской Арктике сосредоточено 80% всех запасов арктической нефти и газа мира.
Дедолларизация торговли и развитие альтернативных платежных системНеобходимыми условиями для продолжения экспорта российской нефти являются торговля в национальных валютах и развитие альтернативных платежных систем. В этом направлении уже достигнут существенный прогресс: за последние два года доля рубля в расчетах за экспорт выросла более чем в три раза и превысила 40%.
Также хочу отметить и растущую роль дружественных валют в мировой торговле. Хорошо иллюстрируют дедолларизацию недавние успехи Китая в использовании юаня. Так, в сентябре прошлого года юань впервые обогнал евро в торговых расчетах через SWIFT.
Показательна и динамика российско-китайских взаиморасчетов. Значительный взаимный товарный поток, а также товарные потоки третьих стран позволили нашим странам оперативно перейти на расчеты в национальных валютах, доля которых по итогам 2023 года превысила 90%.
Для дальнейшего расширения использования национальных валют как на двусторонней основе, так и в расчетах с третьими странами необходимо создание соответствующей инфраструктуры и инструментов, обеспечивающих проведение клиринговых операций и открытие корреспондентских счетов, использование своп-линий, а также всего спектра систем для обмена межбанковскими сообщениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТеперь, когда несостоятельность концепции «зеленого перехода» уже очевидна, нам предстоит выработать новую стратегию надежного и безопасного энергоснабжения с учетом потребностей развивающихся стран.
Российская нефтяная отрасль самодостаточна с точки зрения ресурсной базы, технологий и способна решать стоящие перед ней задачи. Экономическая среда, в которой работает наша отрасль, в настоящее время характеризуется следующими факторами:
- растущее санкционное давление: потолок цен, запрет на использование западной финансовой системы, логистические барьеры;
- высокая налоговая нагрузка нефтяной отрасли: отрасль формирует более 12 триллионов рублей доходной части бюджета при налоговой нагрузке в среднем 75% от финансового результата;
- добровольные ограничения добычи в рамках Соглашения ОПЕК+;
- запретительные процентные ставки и ограниченный объем доступной ликвидности на финансовом рынке: несмотря на рекордные 103 триллиона рублей ликвидности, находящиеся в периметре российской банковской системы, отрасль лишена возможности привлечения финансирования.
Очевидно, что высокая эффективность депозитов со ставкой 18-19% дестимулирует инвестиционные процессы в реальной экономике, необходимые для устойчивого развития.
Хотел бы сказать, что у нас нет никаких сомнений в способности российского энергетического комплекса обеспечить необходимый объем энергоресурсов для внутренних российских потребителей, а также ничто не помешает нам исполнить наши контрактные обязательства перед всеми нашими партнерами.
В завершение этого доклада хочу привести слова выдающегося китайского философа Конфуция: «Там, где кончается терпение, начинается выносливость».