Итак, так называемый «Консенсус Китая и Бразилии по политическому урегулированию украинского кризиса» состоит из шести пунктов. Первый — это три принципа деэскалации. То есть нерасширение поля боя, не обострение боевых действий и отказ от провокаций.
Второй пункт признает в качестве единственного способа урегулирования мирные переговоры и созыв мирной конференции, признанной Россией и Украиной. Далее следуют гуманитарные инициативы, включая предотвращение гуманитарного кризиса и недопущение нанесения ущерба мирным гражданам, а также гуманитарная помощь.
Отдельно предлагается отказаться от применения ядерного, химического, биологического оружия, а также избегать ударов по ядерным объектам и соблюдать Конвенцию о ядерной безопасности, предотвращать техногенные катастрофы.
Шестой пункт призывает противостоять разделению мира на блоки или экономические группировки и усилить международное сотрудничество, в том числе в энергетике, торговле, финансах, в области продовольственной безопасности, безопасности критической инфраструктуры, защищать стабильность производственно-сбытовых цепочек. Все это сделать в условиях военных действий затруднительно, а посему нужен мир.
Понятно, что Консенсус не вполне утраивает конфликтующие стороны. Но чем он не основа для продвижения к переговорам? И уж точно он является лакмусовой бумагой для проверки истинного стремления к миру.
По окончании переговоров в Бразилиа Ли Хуэй подтвердил, что Китай готов укреплять взаимодействие и координацию с Бразилией, чтобы вместе содействовать окончательному политическому разрешению украинского кризиса. В ответ китайский представитель получил аналогичные заверения от бразильцев.
«Сейчас боевые действия между Россией и Украиной по-прежнему продолжаются, способствовать охлаждению ситуации — первоочередная задача», — резюмировал Ли Хуэй.
О чем все это может говорить? После миротворческой миссии премьера Орбана, побывавшего в Москве, Пекине и Вашингтоне, после визита министра иностранных дел Украины Кулебы в Китай, судя по всему, создаются условия для выхода на новый этап реализации мирного плана. Китайская пресса уже проговорилась, что возможно в недалеком будущем глава канцелярии по международным делам ЦК КПК и министр иностранных дел КНР Ван И поедет в Киев для беседы с Зеленским, который в последнее время более склонен говорить о мирных переговорах. Тем более, что приглашение Ван И от украинской стороны уже имеется. И если этот визит удастся, и Пекин увидит подвижки в сторону своего или совместного с Бразилией мирного плана, то дальше можно будет предполагать даже, казалось бы, невозможное — подключение «дипломатии лидера», то есть встречу председателя КНР Си Цзиньпина с Зеленским. Ну или же с теми официальными лицами на Украине, которые будут иметь полномочия решать вопросы войны и мира. Такая встреча могла бы состояться на полях саммита АТЭС в Перу или же саммита G-20 в Бразилии.
Ну а если предположить самое невозможное, то при самых благоприятных условиях в Бразилии могла бы состояться и встреча украинского и российского представителя, например, министра иностранных дел Сергея Лаврова, который с 2022 года обычно представлял Россию на этих мероприятиях. Естественно, это могло бы произойти при посредничестве Китая, как автора мирного плана, и Бразилии, как соавтора и председателя в G-20. Конечно, сейчас это видится как событие совсем из области фантастки. Тем более, что Запад будет ставить палки в колеса. И хотя ныне США больше заняты своими предвыборными баталиями, вряд ли Вашингтон легко отдаст бразды правления украинским кризисом. Но страны Юга выражают нетерпение по поводу продолжения кризиса на Украине и все больше склоняются к китайскому варианту завершения военных действий. А Китай может предложить Украине инвестиции в ее мирное развитие в пику спонсирования ее гибели, которое сейчас проводит Запад. К тому же Китай и Бразилия не сидят, сложа руки. Посол Ли Хуэй после Бразилии поехал в ЮАР, а затем в Индонезию.