Примечательно, что французских наемников наши бойцы начали именовать историческим прозвищем «шаромыжники» (от сher ami — что значит «дорогой друг» или «голубчик»). Так отступавшие солдаты армии Наполеона обращались к русским крестьянам с просьбой дать теплую одежду и еду.
По данным Минобороны РФ от 14 марта (более свежих пока нет), российские войска в ходе СВО уничтожили 147 из 356 французских наемников. Сейчас этот список потерь заметно пополнился. В нем, как считают наши военкоры, уже никак не меньше 300 человек. Что касается советников и инструкторов, то их трупы санитарная авиация Украины и Польши вывозит по-тихому, чтобы не было лишнего шума.
Все свидетельствует, что «страна Сезанна и пармезана» по приказу неугомонного президента Эмманюэля Макрона усиливает свое военное присутствие в незалежной. Не исключено, что рано или поздно на украинские просторы может двинуть значительный контингент регулярной французской армии...
На это, кстати, указывают и обнародованные данные Службы внешней разведки (СВР) России. В двух номерах ежеквартального журнала «Разведчик» и на официальном сайте СВР опубликован ряд рассекреченных шифротелеграмм, датированных с марта по май 2024 года, которые поступили из резидентур. Они касаются событий на Украине и вокруг нее, включая возможные действия иностранных государств по эскалации противостояния. Есть донесения из Брюсселя, Вашингтона, Сан-Франциско, Риги и Киева, подписанные оперативными псевдонимами руководителей «загранточек» (Феликс, Алекс, Нора, Диас, Стоун) и адресованные Сергееву, под которым угадывается директор СВР Сергей Нарышкин.
Это беспрецедентная акция. Ни одна разведка мира ранее не публиковала оригиналы секретных донесений по текущим событиям.
В данном случае СВР пошла на столь неординарный шаг, учитывая особую важность недопущения эскалации украинского кризиса и вовлечения в него НАТО.
В частности, в шифровке из Брюсселя «О перспективах отправки французских ВС на Украину» резидента под псевдонимам Феликс, которая была направлена 13 марта, говорится:
«Французский контингент все же готовится. На первоначальном этапе он составит порядка двух тысяч человек. В военном ведомстве Франции опасаются, что столь значительное воинское подразделение не удастся перебросить и расквартировать на Украине незаметно. Таким образом оно станет приоритетной легитимной мишенью для атак со стороны российских ВС».
Замечу, что глава СВР Нарышкин оперативно — 19 марта — выступил с публичным заявлением на этот счет, акцентировав, что речь идет не о наемниках, а о военнослужащие французских ВС, представителях страны, входящей в НАТО.
Кстати, тема о возможной отправке на Украину сухопутных войск западных стран возникла с подачи именно Макрона. Он поднимал этот вопрос в конце февраля на встрече в Париже с участием представителей 20 стран. Тогда собравшиеся его не поддержали. Главным оппонентом выступил канцлер Олаф Шольц, который посоветовал ему не дурить. Однако вскоре Макрон вернулся к своей идее фикс, допустив такую отправку в случае просьбы Киева («если российские силы прорвут линию фронта»).
Франция уже направляла свою миссию в бывшую Российскую империю. И речь сейчас не о провальном наступлении Наполеона.
2 декабря 1918 года в одесский порт прибыл французский линкор «Мирабо», что и стало началом интервенции. Спустя несколько дней в городе высадились 3000 солдат и офицеров. Для тех, кто ориентировался на белое движение, появление французов стало символом освобождения. Они полагали, что интервенты наведут порядок в городе и двинут на Москву. А Париж не хотел втягиваться в новый конфликт. Там планировали, что само присутствие войск будет способствовать консолидации «здоровых сил», которые разгромят «проклятых большевиков».
Однако все оказалось куда сложнее. В регионе действовали белые, красные, зеленые, проукраинские, делящиеся на различные фракции. Они с легкостью меняли знамена. В ночное время власть в городе переходила к уголовникам. К тому же оживилось большевистское подполье во главе с Неистовой Жанной — мадам Лябурб (учительницей, примкнувшей к красным).
Последней каплей стали мятежи на кораблях, ставшие следствием успешной большевистской пропаганды. В Париже стали всерьез опасаться, что пожар мировой революции перекинется и на Францию.
2 апреля 1919 года оккупационное командование объявило, что эвакуация военных сил будет осуществлена в течение 48 часов. Это породило настоящий хаос среди тех, кто хотел сбежать с французами. Паника хорошо показана в фильме «Интервенция» (1968 г.) с Владимиром Высоцким в главной роли.
Бесславная французская эпопея в Одессе продлилась 103 дня.
...Что касается очередной массовой отправки французских войск на Украину, то пока Макрона, похоже, удалось притормозить.Что его, скорее всего, временно, урезонило? Горький исторический опыт? Предостережение ближайшего союзника Шольца? А может — своевременно обнародованные СВР документы?