В заявлении китайского МИДа действительно такие слова присутствуют. Можно даже добавить, что там есть и такой пассаж:
«Си Цзиньпин отметил, что в условиях хаотичной международной обстановки все страны должны объединяться и сотрудничать, а не разделять и противостоять. Люди хотят быть открытыми и прогрессивными, а не закрытыми и регрессивными. Китай и Соединенные Штаты, как две крупные страны, должны нести ответственность перед историей, перед народом и перед миром, а также стать источником стабильности для мира во всем мире и поборником общего развития».
И главное: «Несмотря на то, что обстановка в отношениях Китая и США и китайско-американских отношений претерпела большие изменения, приверженность Китая развитию китайско-американских отношений не изменилась». Но то, как об этом говорил Си, с какой интонацией, неизвестно.
Как неизвестно и содержание продолжительных бесед Ван И с Салливаном. По свидетельствам дипломатов, когда встречаются эти два высокопоставленных субъекта международных отношений, их разговоры длятся иногда по 10-12 часов. Между прочим, это уже пятая их встреча за полтора года. Конечно же, представителям КНР и США есть что обсудить. Из официального заявления Белого дома известно, что эта встреча «была частью продолжающихся усилий по поддержанию каналов связи и ответственному управлению отношениями между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой (КНР), о чем договорились президент Байден и председатель Си Цзиньпин на саммите в Вудсайде (США) в ноябре 2023 года. Стороны провели откровенные, содержательные и конструктивные обсуждения по ряду двусторонних, региональных и глобальных вопросов. Они обсудили прогресс и дальнейшие шаги по выполнению обязательств, принятых на саммите Вудсайд, включая борьбу с наркотиками, связь между военными, а также безопасность и риски ИИ».
Как видим, не слишком откровенно для трехдневного визита. Тем не менее, сообщается о конкретных результатах поездки Салливана. Они в том, что достигнута договоренность о встрече или телефонном разговоре (а может, и о том и другом) между лидерами двух стран в ближайшее время. Обозреватели тут же бросились гадать, где это может произойти — на саммите G-20 в Бразилии в ноябре или же в том же месяце на саммите АСЕАН в Перу. Один китайский эксперт даже предположил, что Байден может приехать в Китай уже после выборов. Но они вряд ли попадут в точку — судя по всему, американцы, дабы не злить партнеров, стали соблюдать мораторий на утечки накануне подобных контактов. О визите Салливана тоже стало известно накануне. Другая договоренность — о прямых контактах командующих войсками двух стран в тайваньской зоне и в Южно-Китайском море.
На брифинге после завершения переговоров сам Салливан указал на главный результат встречи, которого удалось достичь: «Китай и США могут работать сообща, чтобы обеспечить ответственное управление отношениями».
«Это то, на что была нацелена эта поездка, это то, на что была направлена дипломатия последних двух лет. И мы действительно считаем, что это дает нам возможность повысить шансы на стабильность в отношениях. Но мы также должны помнить, что всегда есть риски — риски эскалации, риски недопонимания, риски того, что что-то пойдет не так. И мы уже видели это раньше в отношениях между США и Китаем», — сказал он.
«Г-н Салливан и директор Ван отметили важность этого стратегического канала коммуникации в течение последних восемнадцати месяцев и заявили о своей приверженности поддержанию дипломатии высокого уровня и консультаций на рабочем уровне на постоянной основе» — сообщает Белый дом.
Все это в той или иной форме подтверждает (или не опровергает) китайская сторона. Кстати, с момента первой личной встречи Джо Байдена как президента США с председателем КНР Си Цзиньпином в ноябре 2022 года обе стороны приложили немало усилий для стабилизации двусторонних отношений. И кое в чем Вашингтону и Пекину удалось сгладить острые углы. К примеру, с тех пор США и Китай, по подсчетам китайской Global Times, создали или возобновили более 20 механизмов диалога и общения.
А дальше идут моменты, в которых, как говориться, стороны остаются при своих. Переведем дипломатические формулировки на простой язык. КНР обеспокоена поддержкой со стороны США тайваньских сепаратистов и поставками американского оружия на Тайвань, а США не устраивает давление Пекина на Тайбэй и стремление нарушить статус-кво по тайваньскому вопросу. Китай против незаконных санкций и торговых ограничений, по выражению Вана, против «подавление Китая в области экономики, торговли, науки и техники», а США упрекают китайцев в использовании «избыточных мощностей» в промышленности и нерыночных методов конкуренции.
По вопросу Украины цитата из Салливана: «Мы по-прежнему глубоко обеспокоены поддержкой Китаем оборонно-промышленной базы России и ее влиянием как на европейскую, так и на трансатлантическую безопасность».
Это и есть, судя по всему, управляемая конкуренция, о которой стороны договорились. То есть с улыбкой на лице и играющими желваками смотреть на то, что делает противная сторона, и отвечать адекватно, но не тянуться к револьверу. Очень похоже на отношения США-СССР времен холодной войны. Которую, напомним, выиграли американцы. Как будет на этот раз, посмотрим. А пока что сторонам удается удержаться в рамках приличия, дипломатично, если не сказать лицемерно, обходя острые углы. Как утверждает рупор демократов — телеканал CNN, «две страны продвигаются вперед по стабилизации общения в своих все более спорных отношениях». И визит Салливана — один из серии аналогичных контактов по другим линиям. Как сообщает Белый дом, в Китай приедет советник президента США по международной климатической политике Джон Подеста. А помощник министра торговли США посетил на днях Гонконг и Пекин.
При этом администрация Белого дома успешно использовала китайский фактор в своей предвыборной борьбе. Если исходить из того, что поездка Салливана в Пекин — это реализация дипломатической линии администрации Байдена на «ответственное управление и стабильные отношения с Китаем» (а это, судя по всему, так и есть), то демократы показали американскому народу, что они способны противостоять КНР, при этом не скатываясь к открытой конфронтации. А руководство КНР успокоили: такая предсказуемая политика будет продолжена в случае пребывания у власти демократов. Все будет, «как при дедушке», говорит устами Салливана кандидат в президенты США и действующий вице-президент Камала Харрис.
А китайцы наверняка перечитывают досье на потенциального вице-президента Тима Уолца. Некоторые в США называют его «китайским шпионом» за то, что он якобы 30 раз ездил в Китай и даже преподавал там в университете. Но главная «опасность» в том, что он знает китайский язык. лоббировал интересы КНР.
Из этого можно сделать вывод, что демократы, в отличие от республиканцев с Трампом во главе, не собираются вдрызг разругаться с Китаем, а, наоборот, хотят сохранить с ним предсказуемые отношения. В рамках все той же «управляемой конкуренции». Как вещает CNN, «ожидается, что кандидат от Демократической партии вице-президент Камала Харрис сохранит уровень преемственности с политикой Байдена в отношении Китая, в то время как кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп имел воинственные и переменчивые отношения с Китаем в качестве президента и пригрозил значительно расширить американские тарифы на китайский импорт в случае переизбрания». Трамп, как известно, вел себя в этом смысле как слон в посудной лавке, чем вызвал откровенное непонимание в Пекине. И сейчас он продолжает делать столько же резкие заявления, которые пугают своей взбалмошностью. Ясно, кого выберут американцы, которые не желают потерять рабочие места из-за обвала отношений с КНР. Ясно кто предпочтительней будет и для Пекина.