Любопытно, что в свое время предшественник Бозкыра на этом посту, ныне занимающий пост министра иностранных дел Мевлют Чавушоглу обвинил ЕC в разжигании гражданской войны на Украине и провокациях против России. Он отмечал, что « два года наши друзья европейцы пытались говорить украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать». Этот подход Чавушоглу, называл "совершенно неправильным". По его мнению, европейским государствам необходимо пересмотреть свою политику, однако, несмотря на возникшие разногласия. Поэтому, учитывая то, что Бозкыр принадлежит к части внешнеполитического ведомства Турции, можно предполагать, что так Анкара реагирует на давление со стороны США и Запада с целью заставить присоединиться к антироссийским санкциям. Ранее, когда США и ЕС перешли от точечных санкций в отношении отдельных физических лиц и компаний к мерам против целых секторов российской экономики, Россия ответила ограничением импорта продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Турции, как известно, в этом списке нет было. Более того, Анкара и Москва быстро подписали протокол о расширении импорта турецкого продовольствия в Россию.
На данный момент Россия - важнейший торговый партнер для Турции по объему товарооборота. Оборот торговли между двумя странами выражается внушительной суммой в 32,7 миллиарда долларов. Россия занимает второе после стран Евросоюза место среди внешнеторговых партнеров Турции, а Турция — восьмое место среди партнеров России по внешней торговле. При этом стороны выразили заинтересованность в решении вопроса о переходе на национальные валюты в расчетах по внешней торговле. Помимо этого Анкара может получить подряд на строительство в России транспортно-логистического центра, имеющего связь с морскими портами, аэропортами, а также железными и автомобильными дорогами. Турецкие строительные компании сохранили возможности получать большие заказы в России, например, как это было при строительстве Олимпийского комплекса в Сочи. Российские туристы - это огромная статья доходов для турецкой экономики. Россия строит первый в Турции ядерный реактор. Это и есть та самая "шахматная партия", о которой говорит министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр, которую Анкара и Москва вместе успешно "разыгрывают" в регионе. Тому есть немало примеров. Так в Сакарье стартовала сборка автомобилей «Газель-Next». Основные узлы и компоненты автомобиля производятся в России, а часть поставляют турецкие производители. Это- первое серийное производство российских легких коммерческих автомобилей экологического стандарта «Евро-5» за рубежом. Ранее российские «газовцы», запустившие в производство автомобиль «Газель-Next», подготовили сервисно-сбытовую сеть в Турции и обучили специалистов. В настоящий момент на территории этой страны «Газелями» торгуют 24 дилерских центра, а обслуживанием занимаются 38 сертифицированных сервисных станций. Добавим к этому и то, что весной нынешнего года ГАЗ получил Единое европейское одобрение типа транспортного средства, которое позволяет продавать автомобили «Газель-Next» во всех странах Европейского союза, продвигать этот общий российско-турецкий продукт и на рынки третьих стран в Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока.
Еще пример. Летом 2014 года Сбербанк, имеющий контрольный пакет акций в турецком Denizbank, попал под секторальные санкции США и Евросоюза, введенные против России в связи с кризисом на Украине. И вот Казначейство США исключило из санкционного списка Denizbank. По оценке многих экспертов, такое решение могла стать результатом вмешательства правительства Турции, поскольку лишение доступа одного из крупнейших банков страны к западным финансовым рынкам могло негативно сказаться на всем турецком банковском секторе. Напомним, что в настоящее время 13 российских банков имеют корреспондентские счета в турецких банках, а 12 турецких банков – корреспондентские счета в российских кредитных организациях, что предполагает дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества. В целом же вопросы дальнейшего расширения многопрофильного сотрудничества между двумя странами будут рассматриваться на готовящемся заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. Его намечено провести до конца нынешнего года. Одним словом, Турция не намерена терять Россия в качестве торгово-экономического партнера, как и Россия Турцию.
Если же иметь в виду упомянутую Бозкыром "русскую рулетку", то она выглядит следующим образом. На наш взгляд, не случайно то, что когда Турция стала пытаться проводить самостоятельную политику в регионе, у нее быстро появились проблемы во взаимоотношениях с другими соседними странами - Сирией и Ираком, а к нее границам придвинулась террористическая активность группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Сегодня джихадисты контролируют ряд городов в Ираке и Сирии, и ИГИЛ превращается в проблему номер один на обозримое будущее. Турция, которая формально примкнула к коалиции по борьбе с ИГИЛ, видит, что ее западные партнеры вместо конкретных решений предлагают расплывчатые и растянутые во времени сценарии борьбы с джихадистами. В то же время Турция является единственной страной из членов коалиции, которая испытывает на себе бремя беженцев из Сирии и дестабилизацию ситуации в юго-восточных вилайетах страны. Таким образом, сковывая действия Турции локальными вооруженными конфликтами, США пытаются лишить ее маневренности на евразийском направлении, где перед ней раскрываются новые горизонты экономической интеграции. В свою очередь это связано с стремлением Запада сорвать турецкий евразийский проект, в которой тесное сотрудничество с Россией приобретает первостепенное значение.
Поэтому министр Бозкыр прав, когда говорит о необходимости "убедить Россию быть частью процесса" урегулирования ситуации в Сирии, да и в целом в регионе. На этом направлении Анкара и Москва имеют шансы обозначить общие подходы и найти взаимоприемлемые решения, чтобы хотя бы стимулировать и Запад в действиях на этом направлении. И в то же время Турции сейчас необходимо быть более прозорливой и предсказуемой в своей внешней политике. Остальное уже позже - инерция экономики, как показывает практика, бывает слишком большая и сильная и рано или поздно выводит на политику.