Смерть Фиделя Кастро - очередной повод для поляризации русскоязычного медиапространства.
Одни отдают дань памяти человека, сумевшего стать в один ряд с Кеннеди и Хрущёвым, сделавшего своё имя и свой маленький остров известным всему миру. Другие - забыв золотое правило древних de mortuis aut bene aut nihil, разразились непристойными воплями радости. Я ещё могу понять ликование эмигрантов в Майами, но в наших-то палестинах чему радуются? В пику тем, кто печалится (или имитирует печаль)?
До этого столь же четкие противостояния мнений и оценок можно было наблюдать по самым различным поводам (да и без особого повода тоже).
Навскидку, что первым придёт на память: высказывания Поклонской, Карагодин и его расстрелянный дед, Мединский и 28 панфиловцев, мемориальные доски Колчаку и Маннергейму, памятник Ивану Грозному, речь Райкина о цензуре, выставки фото голых девочек или вполне одетых украинских добровольцев... список можно продолжать без конца. Теперь вот добавился Холокост на льду в исполнении Навки.
Такое впечатление, что наши "властители дум" специально ищут, за что бы зацепиться, чтобы обозначить свою принадлежность к тому или иному лагерю.
Впрочем, не только наши. Во всём мире идёт то, что раньше называлось "идеологическая борьба". Только раньше борьба эта шла между "Свободным миром" и "Социалистическим лагерем". Потом, как и следовало ожидать, "Свобода" одержала верх над "Лагерем". Но долгожданный мир не наступил. Конвергенции не произошло. "Холодная война" возобновилась с новой силой.
Так между кем она идёт? Чтобы понять это, давайте попробуем разобраться, за что идут сражения в этой новой всемирной борьбе идей.
Вроде бы, с одной стороны - левые, глобалисты, модернизаторы, сторонники либерализма, мультикультурализма, свободы миграции, абортов, сексуальной ориентации, ювенальной юстиции. Соблюдение "политкорректности". Мировой финансовый капитал. Хилари Клинтон.
С другой, вроде бы - правые, изоляционисты, консерваторы, государственники, сторонники национально-патриотических ценностей (у нас это называют "скрепами"), нормальной семьи, противники абортов и ЛГБТ. Соблюдение традиций. Национальный промышленный капитал. Дональд Трамп.
Так это же совсем другое дело! - скажут мне. - Раньше "холодная война" шла между двумя социально-экономическими системами. И могла в любой момент превратиться в "горячую". Что, собственно, и происходило - то в Корее, то во Вьетнаме, то в Анголе... А теперь борьба идет не между блоками государств, а внутри стран, не между двумя экономическими системами, а внутри одной из этих систем (другая приказала долго жить).
Ну и что? Борьба идей, между прочим, началась задолго до возникновения, вернее, искусственного "построения социализма". В нашей стране эти два течения мысли назывались "западники" и "славянофилы". В современной России пока не нашлось общепринятых и нейтральных названий. Зато есть множество обзывалок: сислибы и силовики, либерасты и потреоты, белоленточники и путиноиды, ватники и укропы, бандеровцы и колорады, крымнашисты и ягрузины, православнутые и гейропейцы, дерьмократы и кремляди, быдло и офисный планктон, совки и элитка...
А насчет перехода холодной войны в горячую - разве этого больше нет? Что происходило и происходит в Югославии, Ираке, Ливии, Украине, Сирии?
Разумеется, жизнь гораздо сложнее грубых схем. Но только прибегнув к схематизации можно понять, как эта жизнь устроена. И один из способов выявления схемы имеющего быть противостояния - прибегнуть к маркерам. К своего рода лакмусовым бумажкам. Я сейчас назову несколько таких маркеров. По тому, как человек относится к ним, можно определить не только на чьей он стороне, но и насколько он вменяем. Ведь, к сожалению, с обеих сторон хватает отморозков...
Итак: Трамп, заполняющие Европу беженцы, ЛГБТ. Для нашей страны добавим: Николай II, Ленин, Сталин, Хрущев, Ельцин, Путин, Крым, православие, интеллигенция, русские, евреи.
Я уже слышу вопли: "Антисемит! Конспиролог! Значит, по-твоему, всё дело в жидомасонском заговоре?"
Да нет же! Я, как раз, полагаю, что нельзя отождествлять мировой финансовый капитал с евреями. Как нельзя его отождествлять с ЛГБТ, чернокожими, или левой интеллигенцией. Повторяю: это - маркеры! Речь моя - не о группах людей, выделенных по этническому или социальному признаку. А об отношении к этим группам, как символам. Таким же, как отдельные люди-символы, перечисленные выше.
Ну и зачем выявлять вроде бы очевидное? - скажут мне. - И так всё ясно: есть два идейных полюса, между ними идёт борьба. За власть, за ресурсы, за место под солнцем. Не всё ли равно, как их назвать, и кто в какой лагерь входит?
Вот тут-то и собака зарыта! Ведь идеологическая борьба, охватившая весь мир, заключается, в частности, и в том, чтобы перетянуть на свою сторону как можно больше колеблющихся, нейтральных, а то и из стана противника. И, если четко определить суть двух идеологий, отделив действительно важные, коренные ценности каждой из них от обманчивых, но очень заманчивых маркеров, легче будет довести до сознания людей, на какой стороне их подлинные интересы.
Сейчас и на той, и на другой стороне - множество людей, честно заблуждающихся (точнее, введенных в заблуждение пропагандой). Маркеры, о которых я говорю - зачастую результат промывания мозгов с целью разделить и, тем самым, ослабить людей, которым делить на самом деле нечего. Ну или хотя бы отвлечь их от действительно важных вещей. Пускай дурачки спорят, русские они или россияне. Divide et impera.
На самом-то деле, прав был Маркс: идеология - лишь надстройка над экономическим базисом. Так что, перед тем, как бросаться в очередную битву остроконечников с тупоконечниками, неплохо бы разобраться, кому выгодно нас всех ссорить и сталкивать лбами. А разобравшись, объединиться против общего врага (или врагов).
ЗЫ. для тех кто в танке: самолёты оборудуют системами опознавания "свой-чужой". Не знаю, как в военом деле, но в войне за души людей весьма активно используются самые разные приёмы, чтобы сбить или перенастроить эту систему.
Александр Бангерский.