«Си завершил десятилетие перестановок в китайской политике, ослабления оппонентов и получения подавляющего большинства в высших эшелонах КПК. Несогласие и разногласия, безусловно, будут просачиваться – в конце концов, это китайская политика. Но мало свидетельств того, что это слилось во что-то, напоминающее значимую оппозицию.
Несмотря на все это, Си не выплеснул ребенка вместе с водой из ванны, когда речь идет о нормах и протоколах КПК, несмотря на общее мнение об обратном. Наш анализ и данные за последний год укрепили строгую возрастную норму в определении того, кто наверху, а кто внизу в элитной политике. Продвижение новой крови перед XX-м съездом [КПК] также имеет то достоинство, что делает Си старшим партийным старейшиной с точки зрения возраста и сетевых контактов.
Осталось только собрать новый Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК, который будет управлять Китаем как минимум следующие пять лет… Каков может быть его состав? Ответы на эти вопросы скоро станут центральным элементом нашей подборки 2022», – пишет автор доклада, управляющий директор MacroPolo Дэмиен Ма.Кроме того, в исследовании
отмечается:
«Среди кадровых изменений заметен сетевой эффект продвижения по службе в орбите Си Цзиньпина. Это те, кто имеет первую или вторую связь с Си, а также те, кто обязан своим положением его покровительству. По этим подсчетам, сеть Си Цзиньпина, вероятно, составит около 90% нового Политбюро, набрав решающее подавляющее большинство голосов.
Одним из таких повышений стал Ван Сяохун (65 лет), член политической базы Си Цзиньпина в провинции Фуцзянь, в качестве нового министра общественной безопасности. Это делает Вана вероятным преемником Го Шэнкуна, нынешнего секретаря Центрального комитета по политическим и правовым вопросам. Это означает, что у Си Цзиньпина будет член Политбюро и близкий союзник, контролирующий аппарат общественной безопасности, чего у него не было за последнее десятилетие».Обеспечив себе переизбрание и надежную сеть соратников, председатель Си решил совершить свой первый визит после долгих карантинов в стратегически важнейшую для него страну – Казахстан.
На сегодняшний день ситуация в крупнейшей по территории стране Центральной Азии, все более входящей в орбиту англосаксонских геополитических проекций, видится главной угрозой для китайского мегапроекта «Пояс и Путь», о начале реализации которого было объявлено китайским лидером в 2013 году именно в Астане. И на первом плане противодействия геополитическим угрозам выходит борьба с подрывной деятельностью британской клиентелы в Казахстане.
В 2020-21 годах правительство Великобритании
опубликовало Комплексный обзор оборонной и внешней политики
(Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy). В документе идёт речь о необходимости надёжной защиты от «угроз» со стороны Китая. Недавно новый премьер Великобритании Лиз Трасс
повысила ставку, заявив, что изменит выводы «Комплексного обзора» и прямо объявит Китай угрозой наравне с Россией.
Что касается США, то они давно и всерьез объявили Китай основным вызовом для своих глобальных целей, ведя против Поднебесной вполне реальную «гибридную» войну, пока ещё не переходящую в кинетические действия.
Казахстан сейчас крайне важен для Пекина, так как именно в этой центральноазиатской республике активно действуют агенты влияния и прямые пособники англосаксов, стремящихся вытеснить Китай из региона.
Казахстан – это стратегический западный тыл Китая на участке протяжённостью более чем в 1700 километров граничащий с неспокойным и при этом быстро развивающимся и богатым полезными ископаемыми Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Центральной власти нужна уверенность в спокойствии на северо-западной границе. Кроме того, через Казахстан проходят стратегические магистрали: трубопроводы, железнодорожные пути, автотрассы, от надёжного функционирования которых зависит стабильная работа Нового Шелкового пути. Согласно данным китайской таможни, в 2021 году объем двусторонней торговли достиг 25,25 миллиарда долларов, что на 17,40 процента больше, годом ранее. По данным посольства Китая в Казахстане, инвестиции в эту страну в 2005-2020 гг. составили 19,2 млрд. долл. К следующему году должны быть завершены около 56 поддерживаемых Китаем проектов на сумму более 24,5 млрд. долл.
В 2014 году Казахстан стал первой страной, подписавшей с Китаем соглашения с Пекином о «сотрудничестве в области производственных мощностей» с последующим выделением Китаем 2 млрд. долл. из инфраструктурного фонда «Шелковый путь». В 2019 году казахстанское правительство заявило о поступлении в страну 55 крупных китайских инвестиций, из которых 59 % приходилось на химикаты, нефтехимию и энергетику, а около 22 % на горнодобывающую промышленность. По данным
China Railway, курсирующая из Китая в Европу
China Railway Express в 2021 году направила через Казахстан 15 000 контейнерных грузовых поездов – на 22 % больше, чем годом ранее.
Январские беспорядки 2022 года, до некоторой степени заставшие Пекин врасплох, породили некоторые опасения за безопасность работающих в Казахстане китайских компаний. Провоцируя риски внутриполитической турбулентности, все президентские выборы в истории Казахстана были досрочными, не являются исключением и следующие. Недавно президент Токаев неожиданно для многих
объявил об очередных конституционных реформах,
одобренных американскими конгрессменами и потенциально чреватых сумятицей и хаосом. Послание к нации 1 сентября
«открывает принципиально новую политическую веху в истории страны, – уверен небезызвестный Ерлан Карин.
– Глава государства устанавливает качественно новые стандарты для системы власти. Это максимальная прозрачность в принятии важнейших политических решений, постоянное обновление и открытая конкуренция. Решение президента обнародовать весь график выборов является беспрецедентным шагом в политической практике Казахстана». По мнению известного своими националистическими взглядами политика, запуск очередного досрочного избирательного цикла необходим для фундаментальной перезагрузки политической системы страны и является очень своевременным, учитывая растущую геополитическую напряженность и турбулентность в мировой экономике:
«Непредсказуемость динамики глобальных процессов умножает риски и вызовы не только для отдельных государств, но и для целых регионов». Оппозиционеры уже заявили о своём несогласии с тем, что они считают «реставрацией авторитарного режима Назарбаева», и хотя согласия в их заметно поредевших рядах
не наблюдается, протестные настроения в Казахстане могут быть использованы любой деструктивной силой. И в этой связи вполне логично, что Председатель Си хочет убедиться, что внутриполитическая ситуация в соседней стране не выйдет из-под контроля власти, что весьма возможно, так как эти реформы ослабляют президентскую вертикаль и развязывают руки прозападной «пятой колонне».
Кроме того, Китаю очень важно понять, можно ли обеспечить надежное функционирование механизмов параллельного импорта в Россию через Казахстан в условиях, когда президент Токаев просто-таки падает ниц в низком поклоне перед коллективным Западом.
Председатель Си просто ничего не делает просто так. Его визит в Казахстан – это не банальный визит вежливости. Цели лидера Китая, мягко выражаясь, – воспитательные. Ему необходимо образумить беспокойного и мятущегося с запада на восток и с востока на запад хозяина Ак-Орды, объяснив ему, что только Пекин и Москва в состоянии гарантировать его стране и ему лично геополитическую и физическую безопасность.
Все остальное – от лукавого Запада.
Согласно официальной информации, китайско-казахстанские переговоры будут направлены на углубление всестороннего стратегического партнерства и на развитие сотрудничества в политической, экономической и культурной областях. А заодно – и гарантировать двусторонние отношения от различного рода неприятностей и катаклизмов.
Думается, товарищ Си обладает хорошим даром убеждения. Нет сомнения, что актуальные внешнеполитические цели и задачи на казахстанском (и, шире, на центральноазиатском) направлении будут последовательно и системно решаться.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наукПримечание
(1)
MacroPolo –
think tank Института Полсона, созданного в 2011 году в Чикаго для укрепления американо-китайских отношений. Его основатель и председатель – Генри «Хэнк» Полсон, министр финансов США (03.07.2006 – 20.01.2009) в администрации Джорджа Буша-младшего, председатель и гендиректор Goldman Sachs (1998-2006). Генри Полсон также сопредседательствует в Консультативном совете Bloomberg New Economy Forum.