Цитата: Dobryаk от 20.02.2019 08:55:09Андрей Романенко: свинец-висмут должен жить.
Выбор без сомнений
Андрей Анатольевич, сейчас Вы работаете в ФЭИ, но мы знаем, что в Вашей жизни была и другая история - подводные лодки.
Были у нас в Советском Союзе дизельные подводные лодки, мы их называли "Зажигалки". На них применялся, по-моему, жидкий кислород, для работы дизеля под водой, и там всё время что-нибудь да горело как спички. Технология сложная и непредсказуема
Имел честь 8 лет служить на таких ПЛ М-352,М-355,М-356.А615 проекта.Сначала помощником командира БЧ-5,потом командиром БЧ-5.В СССР было построено 35 таких подводных лодок.Две погибли в результате аварий с энергоустановками.У нас в 157 отдельной бригаде(город Палдиски в 50 километрах от столицы Эстонии Таллина) было 12 таких подводных лодок.Кроме того специальная баржа для выгрузки с ПЛ химпоглотителя ХПИ и плавучее несамоходное хранилище жидкого кислорода на 60 тонн.
Подводная лодка считалась малой и имела надводное вододизмещение 411 тонн,экипаж 35 человек в том числе 6 офицеров.Командир капитан 3 ранга,пом командира капитан-лейтенант,штурман старший лейтенант,доктор фельдшер в офицерском звании старший лейтенант мед службы.И два инж-механика - командир БЧ-5 инж-капитан-лейтенант и пом.командира БЧ-5 ст инж-лейтенант.Была вооружена 4 -мя 533 мм торпедными аппаратами без запасных торпед.Глубина погружения 120 метров,автономность 10 суток .Полная скорость под водой 15 узлов в течении 3 часов(при полном запасе химпоглотителя).Для справки наиболее распространенная в советском ВМФ дизельная ПЛ 613 проекта(было построено 225 единиц)
имела полную скорость под водой при полностью заряженной аккумуляторной батарее 13,5 узлов в течении 1 часа.
Имелась цистерна жидкого кислорода емкостью 8,4 тонны.Он хранился при температуре минус 183 градуса Цельсия.Эта цистерна имела мощную теплоизоляцию.Тем не менее даже без расхода жидкого в течении 14 суток кислород испарялся.
Принцип действия энергоустановки,которая располагалась в герметичных выгородках,изолированных от обитаемой части лодки.В них поддерживался специальным компрессором вакуум(разрежение)по сравнению с обитаемой частью лодки.Дабы исключить попадание очень ядовитой атмосферы выгородок.При работе дизелей(а их было три) их выхолопные газы охлаждались забортной водой до 120 градусов Цельсия и шли в газофильтры .загруженные известковым химпоглотителем,где из них поглощались продукты сгорания.Остальное возвращалось обратно.По пути автоматикой в зависимости от расхода соляра подавался испарившийся в электроиспарителях кислород.Поддерживалась концентрация кислорода в выгородках 24,5%(в атмосфере 21 %).При повышении концентрации кислорода выше 26,5% система защиты автоматически перекрывала подачу кислорода в выгородки,а после снижения л/с открывал её снова.При понижении концентрации кислорода до 18,5% система защиты автоматически останавливала дизеля.Вахта на главном гребном электродвигателе( а он был один на среднем валу)выключала шинно-пневматическую муфту между дизелем и ГГЭД и давала ход электродвигателем.Максимальный ход под гребным электродвигателем был 3,5 узла в течении 3-х часов.Аккумуляторная батарея была слабенькая поэтому надо было побыстрее запускать дизель.Имелось два непрерывно работающих газоанализатора кислорода и один газоанализатор углекислого газа,которые забирали для анализа смесь,поступающую в выгородки.За время моей службы в 157 бригаде ни одного аварийного происшествия с энергоустановкой и жидким кислородом не было.Экипаж ПЛ кроме аппаратов ИДА-59 был снабжен изолирующими противогазами ИП-46 и при работе ЭУ по замкнутому циклу обязан был держать их в положении на готове.В 1965 году на ПЛ М-258 в подводном положении произошел взрыв в коридоре (проходе из 5 го отсека в 7-й) 6 отсека и погибло 5 человек.Причина не была связана с ЭУ.В этом коридоре были расположены две стартерные аккумуляторные автомобильные мазовские батареи.Они служили для прокачки маслом перед пуском бортовых главных дизелей М-50П.агрегатами на 24 вольта.Над ними висел прибор КПЧ-6 как и в аккумулят
орном 2 отсеке для беспламенного сжигания водорода.Очевидно по разгильдяйству его долго не включали,а системы вентиляции помещения не было.В конце 60-х,начале 70=х годов эти лодки ,кроме двух, законсервировали и перевели на Ладогу.В Ландепохью где из них образовали дивизион с двумя плавающими ПЛПЛ.А 157 бригаду укомплектовали средними ПЛ 613 проекта.Такая же бригада из 12 лодок была и на Черном море.
Год службы у нас засчитывался за два.На дизельных за полтора.И ещё платили 20% к окладу за особые условия службы.Когда меня перевели с повышением на среднюю ПЛ 613 проекта командиром БЧ-5,где оклад у механика был выше я стал получать на руки меньше пока не присвоили инженер-капитана 3 ранга.Простите я ушел на пенсию в 1983 году до того как отменили приставку к званию механиков инженер.Ушел в звании капитана 2 ранга-инженера(соответствует подполковнику).Дурацкое было звание на мой взляд.И всю службу носил на погонах молотки.
Погоны инженер-капитана 2 ранга и старшего инженер-лейтенанта.Нарукавные знаки различия капитана 2 ранга и инженер-капитана 2 ранга,капитана 2 ранга-инженера.
Отредактировано: ДИЗЕЛИСТ - 21 фев 2019 01:40:42